Артисты Рыбинского драмтеатра предложили зрителям поразмышлять на вечную тему милосердия, умения видеть в бывшем враге обычного человека
Здесь сыграли премьеру «Француз» по военно-исторической драме Светланы Шимоне. Человеческие взаимоотношения, разворачивающиеся на фоне войны 1812 года, актуальны и в наше время.
Обычная русская деревня, где живут много вдов и небольшая горстка мужиков, которые не попали на войну. Именно сюда, в дом к зажиточному крестьянину, поселяют раненого французского офицера наполеоновской армии Шарля, которого играет Сергей Молодцов. Такова отправная точка нового спектакля «Француз», который поставил режиссер Евгений Ланцов.
Изначально главный герой попадает в атмосферу всеобщей… ненависти? Пожалуй, нет. Актеры спектакля, где заняты Юрий Задиранов, Сергей Колотилов, Сергей Батов, Максим Ткач, Екатерина Таланова, сыграли сложный спектр чувств к поверженному врагу. Это некое презрительное недоумение с примесью неприязни, любопытства и раздражения.
Дескать, «ты зачем на нашу землю пришел, зачем наших сыновей и отцов убивал?» Особенно колоритны в немом укоре к чужаку деревенские бабы – вдовы с серыми лицами, в огромных меховых зипунах и душегреях. Поначалу они лишь безмолвно тоскуют и ненавидят, кажутся неживыми бледными тенями некогда юных и веселых деревенских красоток.
Но, несмотря на горе и боль утраты, они живы. Они тяжело трудятся, сплетничают, подслушивают, подсматривают, выпивают. Словом, живут. Живут, как могут.
Когда «бабы» затягивали свои проникновенные песни, зрители не могли сдержать аплодисменты. Собирательный образ простой русской женщины, потерявшей все самое дорогое в жизни, который создали Мария Сельчихина, Наталья Левина, Екатерина Бондаренко, Гульнора Поздняк, Алла Онуфриенко, получился одним из самых сильных в спектакле.
А что же с отношениями главных героев? Пьеса Светланы Шимоне поднимает извечную тему милосердия, умения увидеть в бывшем враге человека, такого же, как ты сам. В этом плане «Француз» не классическая лирическая мелодрама. Плохо это или хорошо, но в постановке нет поэтапного раскрытия меняющегося отношения людей к «ненавистному врагу».
Трансформация природы этих чувств не показана скрупулезно. Просто — раз, и крестьянка Настасья, выхаживавшая француза, сетовавшая, что из-за возни с ним отложилась свадьба с хорошим деревенским парнем, влюбляется в иностранца.
— Я ж его, как ребеночка малого, выходила, — говорит героиня Екатерины Талановой. Именно она делает ошеломляющий вывод, что француз — такой же простой человек, что его также просто отправили воевать помимо его воли.
Пожалуй, ярче всего выражает свои чувства к иностранцу старший сын хозяина дома Григорий, неожиданно вернувшийся живым с войны. Занеся руку для удара, он узнает во враге человека, который пощадил его на поле боя, и останавливается. Его играет Максим Ткач. Играет с надрывом, но есть в его образе диссонанс. Аристократичная внешность актера не вяжется с образом героя – опаленного войной, полубезумного от увиденных зверств, хромого и ослепшего на один глаз деревенского парня.
Отдельных слов заслуживают костюмы актеров, созданные художником Андреем Медведевым. Их хочется рассматривать из-за обилия мелких живописных деталей. Вот красно-синий мундир главного героя с золотым шитьем, вот суконная шинель исправника с бронзовыми пуговицами. А какая милая изящная шляпка с легким перышком была на возлюбленной Шарля мадемуазель Жустине! Спектакль стал маленьким экскурсом в историю европейского и русского костюма начала XIX века.
Французы – они такие, придут, наведут шороху, уйдут и оставят народ в смятении. Так произошло и в спектакле «Француз». Есть в нем и сильные стороны, и моменты, вызывающие недоумение и вопросы. Но сколько зрителей – столько и мнений.
Рыбинские известия
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры»