«Чем безупречней человек снаружи, тем больше демонов внутри». В драмтеатре состоялась премьера «Фабриканта»

Семья владельцев компании «Фабрикантъ» словно расколота на части. Одна — нарядно праздничная, восседает за столом, накрытом белой скатертью, вторая — мрачная и угрюмая, пропитанная запахом дорогого алкоголя и окутанная сигаретным дымом. Анастасия (Мария Сельчихина) искренне рада за дочь: Сашенька (Ольга Балатова) только что узнала, что поступила на престижный факультет в МГУ.

Новоиспечённую студентку поздравляет брат Сергей (Михаил Головко) и дядя Леонид Завадский (Юрий Задиранов) — друг семьи и помощник по бизнесу.
Аркадий Смирнов (Владимир Калюкин) — глава семьи, хоть и горд успехами дочери, но тревожные мысли не отпускают его. Бизнес, несмотря на серьёзные вложения, будто топчется на месте — затраты растут, а доходы падают. Этот факт становится причиной размолвки с женой: Анастасия не выпускает из рук стопку бумаг, пытаясь понять причину финансовых потерь.

Дальше сюжет закручивается, словно карусель, установленная в углу сцены, рядом с детской песочницей, куда то и дело прибегает Александра, словно пытаясь спрятаться от жизненных ударов, закопать в песок все страхи и переживания.

С ловкостью карточного шулера режиссёр, повинуясь замыслу авторов, тасует героев, наделяя их всё новыми качествами. И вот перед зрителями является «пиковая дама», внося сумятицу в умы и настроения, а «король» сдаётся под напором «туза». Кажется, партия сыграна, и можно праздновать победу. Но вся игра — ловко выстроенный блеф, а выигрывает тот, у кого в руке вечно улыбающийся шут — джокер. Ему суждено в итоге всё расставить по местам, вывести лжецов на чистую воду.
— В чём суть счастья? — вопрошает Аркадий, произнося тост во время семейной трапезы. — Деньги? Нет, они не могут дать удовлетворения. Счастье в жизненных ценностях, которые соединяются вместе. Жаль, что часто мало времени, чтобы понять это…

Столкновение жизненных ценностей становится центральной темой пьесы. Что важнее: жажда обогащения или семейные узы? Ревность и здравый смысл, любовь и предательство. В каждой сцене герои, будто невзначай, обращаются к евангельским текстам, цитируя то одну, то другую строку — о доме и терпении, о предательстве и тридцати серебрениках, о том, кто достоин искупления. В обыденной, даже банальной житейской ситуации, появляются образы, ярко описанные в Писании: герой, ставший жертвой клеветы и зависти; героиня, утратившая веру, но осознавшая своё заблуждение, а потому достойная прощения.

Что же со злодеем? Тот, кто покусился на чужое счастье, сплёл, казалось бы, надёжную сеть интриг, не учёл главного: правда, пусть и неприглядная с виду, всё равно восторжествует, сменив чёрный плащ на белые одежды — и уж тогда в капканы лжи попадёт тот, кто уже праздновал победу. Завадский — единственный, кто не нашёл выход из лабиринта обмана.
— С виду все белые и пушистые. А как копнёшь — так дерьмо лезет, — негодует Леонид, оправдывая себя. — Как же вы двадцать лет живёте, а доверять друг другу не научились?

На сцене кружится карусель обречённости и скорби, каждый герой переживает свою личную трагедию, а от некогда крепкой семьи будто бы ничего и не осталось. Пожилая няня (Людмила Храновская) — та самая, которая преданно переживала все невзгоды рядом со своими воспитанниками — с мудростью, свойственной людям опытным, побывавшим в разных ситуациях, наставляет оставшихся без родительского попечения брата и сестру. Словно крошечный луч надежды освещает песочницу на краю сцены, обращая героев к той духовной чистоте, что свойственна лишь детям: к жизни без лжи, но с любовью и верой к самим себе, друг к другу, к окружающему миру.

источник ЧЕРЁМУХА