Доигрались в богов

Конец 191-го театрального сезона, а Рыбинский драматический театр не только подвёл его итоги, но и подарил зрителю очередную премьеру. Она получилась очень разносторонней — жёсткой, лиричной, драматичной и вместе с тем смешной, близкой каждому. Очень верно обозначен жанр – спектакль о тебе, обо мне и о нашей жизни. Здесь нет положительных и отрицательных героев. Ни один персонаж не идеализирован, и вместе с тем каждому можно посочувствовать или хотя бы попытаться понять. Здесь всё как в жизни, хоть название спектакля «Как боги» сильно отграничивает персонажей от простых людей.

В постановке на одну квартиру сконцентрировался целый сгусток конфликтов разных уровней. Есть противостояние отцов и детей, разных социальных слоёв, и, конечно, любовный конфликт, который как всегда станет главным двигателем спектакля. Есть две женщины, которые ждут любви, даже если пытаются скрыть от самих себя потребность в отношениях с мужчиной. Сложность в том, что эти женщины — мать и дочь, а мужчина, которого они находят — один на двоих. История получается нешуточной. И, как часто бывает в любовных треугольниках, выход из неё — смерть.

Кроме количества конфликтов спектакль усложняется — в хорошем смысле слова — смешением разных философских и пространственных пластов. В одном живут люди, другой принадлежит богам, но они находятся в постоянном взаимодействии. Леонид Иванович Гаврюшин (Анатолий Поздняков), дипломат в отставке, отец семейства, увлечён китайской философией, хоть и пьёт русскую водку. В свободное от алкоголя время или прямо во время общения с зелёным змием, он переводит великих китайских поэтов. Для него в пространстве московской квартиры каждая вещь, каждый уголок имеет своего бога. Один из них — хранитель древних жертвенников, которые стоят в квартире. Он имеет своё сценическое воплощение, прочерченный актерский рисунок в исполнении Николая Шишигина. Китайского божка не видят герои спектакля, кроме Леонида Ивановича, который периодически общается с ним. Хранитель жертвенников — единственный, кто понимает пьющего философа, разбавляющего драматический сюжет шутками, в которых фигурирует Конфуций и другие отличительные символы китайской культуры.

Жена Гаврюшина — Вера Николаевна (Мария Калинич) — обучает этикету бизнесменов, и этим зарабатывает на жизнь себе, мужу и дочери Алёне (Дарья Виноградова). Её клиенты — баснословно богатый Эдуард Никитич Непочатый и молодой самородок из Сибири Артём Бударин — партнёры по бизнесу. Бударин (Павел Иванов) в детстве прочитал «Легенды и мифы Древней Греции» и решил во что бы то ни стало стать, как боги из книжки. Его философия — бери от жизни всё любой ценой, не задумываясь о последствиях. Придя в дом Гаврюшиных, он сперва обращает своё внимание на Алену, но пресытившись молодой девушкой, завоёвывает расположение самой Веры Николаевны.

Непочатый (Владимир Калюкин) тоже по-своему влюблён в свою учительницу по этикету. Хотя, больше всего он всё же любит деньги — они не предадут. Возможно, когда-то между ним и непреступной Верой Николаевной тоже пробежала искра, но история не могла дойти до измены мужу, поскольку Непочатый не имеет такой философии как у Бударина. Он прямо предлагает замужество, любовные отношения, но когда женщина ему отказывает, то просто отходит в сторону.

Пародия на бизнесмена — сын Гаврюшина от первого брака. Максим (Сергей Молодцов) рушит любой бизнес, который начинает. Он говорит, что у него тоже есть своя философия —философия бизнеса, и она также пародийна. Максим окружает себя бессмысленными дорогостоящими вещами, считая, что таким образом он создаст себе имидж и привлечёт клиентов. Чтобы выплачивать его кредиты, отец продает один жертвенник за другим. По мере того, как основная линия спектакля набирает обороты, философское пространство уничтожается вместе с жертвенниками.

В процессе разрушения участвует и первая жена Гаврюшина (Светлана Колотилова) — антипод Веры Николаевны, которая помогает сыну Максиму вытягивать деньги из отца. Она тоже берёт от жизни всё — в своё время вырвалась в Москву из глубинки, а оттуда за границу, меняет мужей, как перчатки, и имеет совершенно лёгкое отношение к жизни. Близкие зовут её чумой по девичьей фамилии Чумина. Но именно эта чума умеет раскусить человека в два счёта. Именно она замечает взгляды Веры Николаевны, нечаянно брошенные на Бударина во время свадьбы дочери. В спектакле многие моменты двоятся, множатся. Вера Николаевна когда-то отомстила любимому человеку, выйдя замуж за Гаврюшина. Бударин мстит Вере Николаевне, женившись на её дочери.

Отношения Артёма Бударина и Веры Николаевны раскрываются для Алёны. Бударин в своей философии заходит слишком далеко. Он невнимательно читал книгу, и не обратил внимания на то, что те же самые боги часто гибли за одну ночь любви на земле.
Финал спектакля — картина, которую можно понять двойственно. Гаврюшины вдвоём воспитывают девочку — читают ей книжку, рядом сидит китайский бог. Может быть, это ребёнок, которого носила под сердцем Вера Николаевна от Бударина. Может быть, это лишь вспышка воспоминания, и девочка — это маленькая Алёна. Зритель может решить сам.
Спектакль получился очень актёрским — множество совершенно разноплановых ролей, сложных, противоречивых образов. Сюжет закручен, сцены заострены до предела. Это не сложная постановка с множеством режиссерских метафор, которые требуют глубокого анализа, но и заскучать на таком спектакле нет никакой возможности.

источник ЧЕРЁМУХА