— Это история для детей, которые заперты во взрослых. И для взрослых, которые заперты в детях, — поясняет Мария Сельчихина, режиссёр спектакля «Страна „Нигде“», премьера которого состоялась 14-го июня. — Для каждого, кто понимает, что значит жить в эмоциональной клетке собственных страхов, боли. И дело вовсе не в возрасте.
На сцене декорация детской комнаты: крошечная мебель, на маленьких стульчиках — куклы и мягкие игрушки, деревянная лошадка-каталка. На первый взгляд — ничего необычного, но, присмотревшись, замечаешь: все вещи в чернильных отпечатках детских ладошек. Да и обитатели этой странной комнаты тоже необычные — это взрослые, переодетые детьми. Их нарядная белая одежда, окрашенная кружевными оборками, изящными воланами и воротничками, хранит на себе всё те же тёмно-фиолетовые отпечатки. Дети играют, ссорятся, спорят, влюбляются и переживают первые разочарования в отношениях. Их мечты и фантазии настолько тесно переплетаются с реальностью, что становятся частью обыденной жизни. Сознание маленьких людей создаёт целый мир, которого нет — страну Нигде, «страну хрустальных кораблей», где «каждый шут гороховый — жемчужный лебедь», страну мечты и надежд.
Но не всем надеждам суждено сбыться: наивные мечты о свадьбе с девочкой, которая нравилась тебе всю жизнь — все семь лет — вдруг в одночасье разбиваются с приходом какого-то кадета. Что делать, если родители, самые близкие и такие любимые тобой люди, вдруг ссорятся и больше не живут вместе, и кажется, будто все вокруг только и говорят об этом, перешёптываясь на каждом углу, добавляя новые и новые подробности?
Детский разум не в силах объяснить порой простые вещи, а потому те самые мальчики и девочки в белых одеждах оказываются в плену собственных страхов.
Огромные экраны-зеркала над сценой то и дело заполняются тревожным фиолетовым цветом. В них мелькают тени, которые волнуют детский разум: сплетницы с крючковатыми носами, похожие на Бабу-ягу, крысы, готовые отнять самое дорогое, звери, пугающие огромными рогами, лебедь, вдруг превращающийся в клоуна с шутовским колпаком. В какой-то момент кажется, будто происходящее безумие раздавит маленького человека, но детское сознание услужливо подсказывает выход: можно спрятаться от внешнего мира, накрывшись большим одеялом. А, может, стать пугающей всех подряд уродиной? Или святой?
Для детского сознания нет ничего невозможного, кроме способности преодолеть те страхи, которые оно же само и породило.
— Где тот ребёнок, который придумает для меня счастье? — спрашивает саму себя актриса Наталья Левина, играющая роль голоса надежды в спектакле. Она — единственная, кто всегда рядом с ребёнком, не оставляя его ни на секунду, наблюдая за его играми и шалостями, страхами и мечтами. Остальные взрослые выходят лишь для того, чтобы дать указания, проговорить какой-то урок, наказать или наградить. Они слишком заняты, чтобы увидеть истинный мир, в котором растут дети.
— Я очень надеюсь, что у каждого зрителя во время просмотра этой постановки включится своя эмоциональная память. Память о том самом моменте, который с детства остался непонятым, о котором так хотелось поговорить. Мне хочется заставить людей заглянуть внутрь себя, в собственное сознание. У каждого есть своя боль: обиды, страхи, комплексы — не важно, готовы мы сами себе в этом признаться или нет. Как жить с ними? Можно ли их преодолеть? Решать каждому из нас, — заключила Мария Сельчихина.
источник ЧЕРЁМУХА