Неповторим отчаянный взмах руки, робкий вскрик и влюбленный взгляд. Непередаваема энергетика, которая подобна цунами – сначала окатывает зрителя мощной волной, а потом утекает обратно на сцену, срывая овации.
Театральное искусство существует только здесь и сейчас, на расстоянии вытянутой руки. Всемирный день театра – самое время прикоснуться к нему.
Это как день рождения, только у всех сразу. Всех, кто преданно служит Мельпомене. Сотрудники театра всегда ждут свой профессиональный праздник с трепетом. Хоть он и не выделен красным в календаре, отмечают его с размахом – премьерами, полюбившимися спектаклями, награждают лучших актеров и, конечно, загадывают желания. Рыбинский драматический театр празднует дату чередой всеми любимых Капустников. В этом году они проходят в юбилейный 25 раз. Главная интрига – чествование лучших артистов, которых выбрали театральная комиссия и зритель. На этот раз номинаций больше, чем обычно. В неспокойный сезон труппа не подвела, поэтому, по словам руководителя театра Ирины Петровой, хотелось отметить многих.
Самый короткий сезон
Сначала китайский вирус отменил все спектакли, а потом запер актеров репетировать у себя дома на кухне.
Но разве может пандемия остановить творческих людей? В самый разгар карантинных мер, в мае, благодаря федеральному проекту «Культура малой родины» рождался «Лес».
Режиссер из Москвы Наталья Людскова первые репетиции с актерами проводила по интернету, через Zoom. Техническая сдача спектакля состоялась еще в июне, практически перед пустым залом.
— Классическая постановка погружает зрителя в XIX век, в нем много музыки, старинных романсов, танцев. Перед пустым зрительным залом актерам сложно играть, нужен обмен энергией. Конечно, это тоже опыт, страшный, интересный, но повторения мы не хотим, — говорит директор театра Ирина Петрова.
Несмотря на сложности, РДТ за 196-й сезон выдал 10 премьер, был и ТЮЗом, и концертным залом – оркестр им. А. Шацкого в составе открыл еще больше возможностей. Коллеги из театра кукол подарили зрителю 4 премьеры.
На камерной сцене арт-клуба «Перекресток» драмтеатр представил спектакль по Чехову «Тссс!», на своей большой — показал историю любви, терпения и ожидания «Саня, Ваня, с ними Римас», основанную на реальных событиях семьи автора знаменитого фильма «Любовь и голуби» Владимира Гуркина. Следом за «Лесом» вышли комедии – грантовый «Пигмалион», «Неоконченный ужин или бесконечные завтраки» и «Свободная пара». Серьезный самостоятельный проект двух жадных до работы актеров Сергея Батова и Дарьи Кошелевой — драма «Ночь Гельвера». Семейная история в одном действии с оглушительным финалом «Фабрикантъ».
Остап пощекотал нервы
Завершающим ярким аккордом сезона стал премьерный показ «12 стульев». Режиссер Петр Орлов решил переосмыслить классиков советской сатиры.
— Мы давно мечтали поставить этот спектакль. Тем более совпали сразу две исторические даты — 50-летие выхода фильма Леонида Гайдая, снятого в Рыбинске и 950-летие нашего города – шикарный возраст. У нашего любимого режиссера Петра Орлова это получилось ожидаемо хорошо. Сценографию сделал наш актер Алексей Батраков — здорово, когда артисты открывают в себе новые грани, не бояться учиться новому. В театральной профессии нет предела совершенству! – говорит Ирина Петрова.
Правда, понервничать все-таки пришлось. Раскроем секреты. Главную роль Остапа Бендера должен был играть Павел Иванов, а Анатолий Поздняков – Кису Воробьянинова. Но внезапно Павел заболел, и пришлось срочно делать замену.
— Пошли на риск – на роль Остапа взяли начинающего актера, который приехал работать к нам в театр Санкт-Петербурга в этом году, Керима Базарова, а Павлу отдали роль Кисы, — рассказывает руководитель. – Техническая сдача спектакля состоялась в декабре, но накануне премьеры начали болеть сотрудники цехов, и мы вынуждены были перенести дату. Я этого всегда боюсь, потому что отложенный спектакль затухает. К счастью, «12 стульев» — не тот случай, все три премьеры – полный зал.
Еще интересные моменты: в спектакле есть 13-й «рабочий» стул. Каждый раз его рвут, а к следующему показу восстанавливают. А персонажей в комедии столько, что некоторым актерам пришлось исполнять по три-четыре роли — за кулисами они перевоплощаются за считанные секунды. Всего для инсценировки были пошиты 70 костюмов.
В июле театр планирует сделать ретроспективу съемок фильма на улице Стоялой. 15-минутные сюжеты перенесут зрителя в прошлое.
Все для любимого зрителя
Планов на новый сезон много, собственно у РДТ, по словам директора, все расписано до 2023 года. Не только творческих, но и бытовых. Пока труппа будет отдыхать на каникулах, благодаря поддержке города и области отремонтируют второй этаж театра.
В июне на главной сцене, а может быть и на городских площадках, покажут грантовый спектакль «Летопись земли Рыбинской» — подарок городу на 950-й день рождения.
В сентябре зрителей приглашают на «Ужин с дураком». Постановка по пьесе Вебера откроет 197-й театральный сезон.
Театр в очередной раз выиграл грант на гастроли. В начале октября труппа отправится в Новочеркасск. У местного театра с рыбинским много общего – через четыре года обоим стукнет два века, и на обеих сценах ставил спектакли Петр Орлов. Его творение и привезут новочеркассцы во время ответного визита. А еще две постановки для детей.
На этом путешествия не заканчиваются – впереди два фестиваля. «Саня, Ваня, с ними Римас» поедет в Уфу, а «Смех лангусты» о блистательной жизни Сары Бернар посмотрят в Сызрани.
— Дома нас ждет много работы, — говорит Ирина Петрова. – Нельзя забывать о юных зрителях — хотим подарить им красивую сказку «Снежная королева». В этом году мы дали полную свободу действий молодым режиссерам – Наталье Николаевой, Марии Сельчихиной и Владимиру Калюкину, он только получил диплом. Так что будем удивлять! Наша задача, чтобы никто не остался равнодушным.
Дело молодых
Сейчас в РТД служат 34 артиста, каждый год приходят новички.
— Театр – дело молодых, — говорит Петрова. – В сезон мы стараемся взять одного-двух актеров, ярких, колоритных. Так у нас появились Сергей Батов, Алиса Стасюк, Никита Данилов, Миша Головков, в этом году пришел Керим Базаров.
Мечта коллектива – набрать курс учеников, чтобы готовить их к поступлению в театральные вузы, как это практиковалось раньше. Первые выпускники Алла Онуфриенко, Мария Сельчихина, Сергей Шарагин, Екатерина Таланова, Павел Иванов, Владимир Калюкин – без них не было бы сегодняшнего театра.
В РТД сложился просто удивительный актерский ансамбль, считает руководитель. Артисты, воспитанники одной школы, понимают друг друга с полуслова, с полувзгляда.
— Мы готовы делиться опытом, дать работу начинающим актерам, уверенность в завтрашнем дне. Ведь далеко не каждый театр, как наш, ставит по 10 премьер в год, для некоторых 2-3 – предел, а актерский состав занят лишь наполовину. Если в следующем году наберем курс, то через пять лет к нам придут 10 новых артистов, — рассчитывает директор.
Так кто же главный в театре? Зритель. Это для него классика, современная драматургия и экспериментальные постановки. Для него на сцене проживаются жизни, выигрываются гранты, работают 11 цехов и шьются 15 тысяч костюмов. Новый сезон готовит много сюрпризов. Ходите в театр!
По итогам сезона названы имена лучших артистов:
Лучшая мужская роль: Юрий Задиранов (Завадский в спектакле «Фабрикант»
Лучшая женская роль: Алла Молодцова (Лиза Дулитл в «Пигмалионе»)
Приз зрительских симпатий достался Наталье Левиной и Павлу Иванову.
Женская роль второго плана: Людмила Храновская (няня в спектакле «Фабрикант»)
Мужская роль второго плана: Евгений Колотилов (Феофан в постановке «Неоконченный ужин или бесконечные завтраки»)
Лучший спектакль: «Лес»
Новые в этом году номинации:
«Яркий дуэт» — Никита Данилов и Паша Иванов (Счастливцев и Несчастливцев в спектакле «Лес»)
«За творческую индивидуальность, мастерство и яркое воплощение сценического образа» — Мария Сельчихина (Антония в спектакле «Свободная пара»), Наталья Грацианова (Алена в спектакле «Неоконченный ужин или бесконечные завтраки»), Сергей Молодцов (4 образа в спектакле «12 стульев»), Михаил Головков (7 образов в спектакле «12 стульев»).
Также были награждены грамотами губернатора Сергей Молодцов и Паша Иванов, грамотой главы Рыбинска Сергей Батов, благодарственным письмом управления культуры Таня Канюкова, Ваня Сергеев, Никита Данилов. Отмечен дуэт Даши Кошелевой и Сергея Батова в спектакле «Ночь Гельвера» за самостоятельную работу.