Что изменится в Рыбинском драмтеатре? О премьерах, смене курса, привлечении молодежи – директор театра Руслан Халюзов
Четыре месяца Рыбинский драмтеатр возглавляет Руслан Халюзов. С апреля длился отладочный период, знакомство нового руководителя с труппой, творческой командой, административным персоналом. Теперь ясно – в театре поменяется многое. Рассказывает новый директор.
Дачное и межличностное
Сезон откроем комедией дель арте Карло Гольдони «Дачная лихорадка», постановщик Константин Демидов уже начал репетиции с коллективом. В ноябре спектакль по Островскому «Невольницы» выпустит московский коллектив: режиссер, режиссер по пластике и художник. Это контрастные постановки: один спектакль веселый, радостный, связанный с огромной любовью рыбинцев к своим дачам. Второй — серьезный, заходящий на территорию отношений полов.
Обе пьесы – еще не мой репертуар, не я его выбирал. Это задел с начала года, работа по грантам строится не по театральным сезонам, а по календарю. Словом, и Гольдони, и Островского я получил в наследство. Требовалось найти в себе согласие на эти спектакли. Так, читая «Дачную лихорадку», я удивлялся – какая итальянская дача, зачем это рыбинцам? А потом в мой кабинет (дело было в мае) начался массовый исход: каждый второй актер отпрашивался уйти пораньше – на огород. И тогда я понял, что в Рыбинске дача – это целая субкультура, что горожанам это откликнется.
Другой пример: «Невольницы» – моя нелюбимая пьеса Островского. Но когда ты читаешь пьесу не как участник спектакля, смотришь на нее совсем по-другому. Вечная тема отношений мужчин и женщин, рассуждение, какие женщины хищницы, как умело скрываются под маской невинности, какими хитростями пользуются…
Плюс это будет неклассическое прочтение классики: слово Островского дополним актерской пластикой. С сентября актеры начнут работать с приглашенным режиссером по пластике. Это будет интересный опыт: выражать идеи и смыслы не словами, а телом. Одно дело – актер выучит и расскажет текст с большей или меньшей горячностью. А ты попробуй движениями расскажи зрителю замысел!
Если говорить о моих личных предпочтениях, хочется на основной сцене заняться классическими пьесами, преимущественно русскими. Не утверждаю, что при этом они будут классически прочитаны.
Поменяется и взаимодействие театра с оркестром Шацкого – его участников будем много задействовать и как музыкантов, и как актеров. В «Дачной лихорадке» 10 музыкантов будут играть на сцене наравне с артистами. В других театрах музыкантов нанимают сессионно за огромные деньги. Поэтому коллеги из столиц мне завидуют – в маленьком Рыбинске у театра есть свой оркестр.
Театр должен быть открытым
Мы стремимся стать как можно ближе к зрителю, хотим, чтобы гости бывали у нас чаще. Поэтому продолжим и расширим экскурсии по театру. Несмотря на то, что театр – это режимный объект, ощущения такого быть не должно. Театр должен быть открытым пространством.
Планируем отходить от работы только по выходным, будем работать на неделе тоже. В репертуаре есть масса прекрасных спектаклей, которые зритель попросту не успел посмотреть – я изучал комментарии в соцсетях театра, на это много жалоб. Если взглянуть на афишу сентября, заметно, что показов спектаклей стало больше, в том числе и на неделе. Надеемся, зритель поддержит нас.
Нам очень нравится общаться со своим зрителем, будем открывать новые горизонты. Так, 31 августа на Красной площади сделаем танцевальный флешмоб – актеры, одетые в стиле 1920-х, будут взаимодействовать с рыбинцами. Встроим это действо в программу на постоянной основе.
Сказки для подростков и сцена не для взрослых
Ближе к Новому году москвичка Ирина Кондрашова сделает сказку. Сейчас проходит согласование инсценировки, поэтому я еще поинтригую с названием. Но намекну – это будет постановка непростая, скорее для подростков, чем для детей. И история эта будет не чисто новогодняя, более универсальная, ее можно будет играть весь сезон. Так ее успеют посмотреть все желающие. Самую маленькую аудиторию отдадим нашим коллегам из Театра кукол.
Эта нацеленность на детей от 10 лет входит в стратегические планы драмтеатра. И перекликается с нашей основной задачей – привлечь в театр новую публику, техническую интеллигенцию и, конечно, как можно больше молодежи.
Осенью запустим спектакль в арт-клубе «Перекресток», на нашей малой сцене. Здесь хочется сменить вектор воздействия. Во-первых, минимум декораций. Малая сцена – это больше личность, энергетика актера, нежели пышные костюмы или эффектный реквизит. Во-вторых, это молодые актеры. На малую сцену традиционно запускают «свежую буйную кровь», которая будет делать вещи, которые взрослым покажутся непонятными и даже неприятными. Но нельзя забывать – нам на пятки наступают люди, которые видят и чувствуют по-другому. Мы должны предоставить им площадку для самовыражения.
Есть и еще момент: театр как профориентация, как реклама профессии актера. Недавно спросил у выпускников-медалистов Рыбинска, собирается ли кто-то поступать в театральный. Не услышал ни одного «да». Это значит, что они редко бывают в театре. Или не видят то, что их вдохновляет.
Помню, как в детстве я влюбился в театр – шла «Сказка о потерянном времени», я навсегда погрузился в это пространство. Хотелось бы, чтобы условные рыбинские отличники рассматривали и творческие профессии, а не только технические. Для этого молодежь должна захотеть идти в театр, и не из-под палки педагогов.
Ремонт и юбилей
Капремонт по нацпроекту намечен на 2024 год. Сейчас идет работа с документами, 32 пакета проектно-сметной документации находятся на экспертизе. Помимо технических моментов — замены канализации, пожарной сигнализации, обновляем все закулисье, гримерки, цеха. Поэтому в следующем году театр полностью выедет из привычных зданий. В идеале капремонт завершат за 8 месяцев. Но могут вскрыться неизвестные пока проблемы.
Мне в сердце стучится мысль, что в 2025 году театру Рыбинска исполняется 200 лет. Как известно, мы с Волковским входим в десятку старейших театров в России. И, конечно, хочется такой юбилей встречать в капитально отремонтированном театре.
Источник: Рыбинские известия