Восьмого сентября Рыбинский драматический театр открыл 198-й сезон премьерой спектакля «На всякого мудреца довольно простоты», созданного благодаря участию в федеральном проекте «Культура малой родины».
Это комедия в двух действиях. Она написана русским драматургом Александром Островским в 1868-м году. Пьеса на все времена — она продолжает вдохновлять режиссёров со всего мира.
«На всякого мудреца довольно простоты»
Режиссёр — Владимир Калюкин
Сценографист — Алексей Батраков
Художник по костюмам — Наталья Ситуха
На сцене Рыбинского драмтеатра одноимённый спектакль был поставлен в 1983-м. Роль Софьи Турусиной тогда играла Лариса Поздняк. В новой постановке роль Турусиной исполняет дочь актрисы — Гульнора Поздняк. Открытие театрального сезона-2022 совпало с юбилеем одной из актрис драмтеатра Людмилы Храновской (в спектакле она играет роль заботливой матушки главного героя).
Пьеса Островского «На всякого мудреца довольно простоты» не теряет актуальности и по сей день. Можно ли остаться человеком, стремясь к цели достигнуть высшего общества? Молодой дворянин из обедневшей семьи Егор Глумов умён и образован, но это не помогает построить карьеру, если нет связей и денег. Глумов решается на интригу. Пользуясь слабостями влиятельного дядюшки Нила Мамаева (Эдуард Иванов) и его окружения, он старается попасть в светский круг и выгодно жениться. Весь «карьерный» путь он с презрением к обществу записывает в дневник. Это сокровенный друг, который хранит тайны, но, увлекаясь стремлением к цели, Глумов забывает, что потеря дневника может привести к трагедии…
Роль главного героя исполняет Максим Ткач. Ему в полной мере удалось предстать перед зрителями и умным, и образованным, и красноречивым, и льстивым. В начале спектакля актёр смог точно передать отношение сыгранного им персонажа к матери героя — Глафире Глумовой.
Он умеет задеть чувствительные струны в любящей материнской душе: и ручки ей целует, и нежно уговаривает. В итоге маменька делает всё по указке любимого и единственного сына.
Во время первой встречи с дядюшкой Нилом Мамаевым Глумов открыто подхалимствует. С помощью лести и очковтирательства молодой человек обретает доверие престарелого Крутицкого (Евгений Колотилов), покорившего зрителей своей харизмой и умением держаться с достоинством в любой ситуации.
Иван Городулин (Сергей Шарагин) быстро находит применение ораторским способностям Глумова и сулит ему хорошую должность. Ради того, чтобы за него замолвили словечко, Глумов готов вступить в отношения с женой дяди — Клеопатрой Мамаевой. Она влюблена в главного героя и в первом действии спектакля устраивает на него настоящую охоту. Чувственно, женственно и обольстительно играет эту роль Алла Молодцова.
Ещё одной жертвой обаяния Глумова становится богатая вдова, барыня Софья Турусина, опекающая племянницу Машеньку (Екатерина Бондаренко). Гульнора Поздняк великолепно справляется с ролью. Наша героиня — женщина набожная, но это не мешает ей верить в предсказания, знамения и прочие суеверия.
Турусина хочет найти достойного жениха для Машеньки. После нескольких встреч с Егором Глумовым, молодым человеком, идеальным во всех отношениях, барыня готова выдать за него племянницу, с приданым в 200 тысяч рублей. Машенька не смеет перечить Турусиной, так как разлад с тётушкой лишит её богатого приданого. Но сердце девушки занято другим племянником Мамаева — гусаром Егором Курчаевым (Сергей Молодцов).
Каждый актёр, даже тот, который играет в комедии второстепенную роль, привносит свой особый колорит. Голутвин (человек, не имеющий занятий, пробующий себя в писательском ремесле), Манефа (гадалка), Григорий (находящийся в услужении у Турусиной) — все они появляются на сцене не столь часто, как главные персонажи, но играют искренне и с полной отдачей.
Как вести себя с работодателем — во всём соглашаться и кивать? Или искать золотую середину? Как вообще жить? Честно и бедно? Или плести интриги и разбогатеть обманным путем? Что есть добродетель? Это помощь всем подряд или только тем, кто действительно в ней нуждается? Что есть благочестивый образ жизни? Как выгодно жениться или выйти замуж? Или не стоит этого делать, и жить по любви?
С самого начала и до конца спектакля не перестаёшь удивляться тому, что и сейчас нас волнуют те же проблемы, что и людей, живших 150 лет назад. Да и средства достижения целей не меняются на протяжении веков.
В то же время постановку нельзя назвать классической. Спектакль таит в себе много неожиданных новаций, удивляет и интригует. Он рассчитан на современного зрителя, готового к неожиданным режиссёрским и сценографическим решениям. Костюмы, свет, декорации и музыкальное сопровождение — всё подчинилось режиссёрскому замыслу.
Идея появления мобильных телефонов в XIX веке не могла прийти в голову даже самым смелым умам, а дамы в брюках — это был бы нонсенс! Элементы нашей повседневной жизни на сцене, современная музыка, а также довольно смелое поведение персонажей комедии вызвало у некоторых зрителей когнитивный диссонанс. Первое действие кажется затянутым, отдельные сцены были слишком откровенными. Те, кто ожидали увидеть классику в чистом виде, не выдержали столь нестандартного подхода к постановке — несколько человек покинули зрительный зал в антракте.
Второе действие было захватывающим и динамичным. В конце спектакля благодарная публика долго аплодировала артистам стоя, зрители вручали актёрам цветы. Всё говорило о том, что премьера пришлась большей части её посетивших по вкусу.
Вызывает вопрос возрастная категория спектакля. На афишах театра указано 12+, а на сайте продажи билетов — 16+. Я бы поверила последнему. Родители, которые привели своих детей, чтобы те получили знания по школьной программе, скорее всего, не ожидали такой интерпретации. Тема любви — одна из вечных тем в литературе, но в данной постановке любви иногда было так много, что порой становилось неловко.
«O tempora, o mores!», — воскликнул древнеримский оратор и политик Цицерон. Меняются времена, меняется общество, меняются нравы.