Каждый, наверное, может представить, что чувствует человек, долго и трудно добивавшийся поставленной цели и наконец выполнивший данное себе обещание.
Сергей Шарагин, например, парил над землёй от счастья, когда получил диплом торгово-экономического техникума и сдал экзамены за два курса театрального института. «Я шёл по волжскому мосту, подставлял лицо июньскому солнцу, поддёргивал штаны, потому что они с меня сваливались, и понимал, что я счастлив. Такой это был кайф — перешагнуть трудность».
Сергей Шарагин — актёр Рыбинского театра драмы. Продолжая рубрику «Образ жизни», «Рыбинский дневник» поговорил с ним о сценических перевоплощениях, детстве, учителях, свободном времени, планах на будущее и мечтах, которые, скорее всего, никогда не реализуются. Хотя, кто знает…
Рыбинский Дневник
Надежда Лазарева in Под Главной справа
Образ жизни | Пластилиново-принципиальный Сергей Шарагин
Шарагин 6
Каждый, наверное, может представить, что чувствует человек, долго и трудно добивавшийся поставленной цели и наконец выполнивший данное себе обещание. Сергей Шарагин, например, парил над землёй от счастья, когда получил диплом торгово-экономического техникума и сдал экзамены за два курса театрального института. «Я шёл по волжскому мосту, подставлял лицо июньскому солнцу, поддёргивал штаны, потому что они с меня сваливались, и понимал, что я счастлив. Такой это был кайф — перешагнуть трудность».
Сергей Шарагин — актёр Рыбинского театра драмы. Продолжая рубрику «Образ жизни», «Рыбинский дневник» поговорил с ним о сценических перевоплощениях, детстве, учителях, свободном времени, планах на будущее и мечтах, которые, скорее всего, никогда не реализуются. Хотя, кто знает…
и6
Сцена из спектакля «Игрок». Фото: Павел Смирнов
Как признаётся Сергей, он никогда не мечтал стать театральным актёром, но здесь он, возможно, немного лукавит. Если бы у парня действительно не было такого желания, он бы поболтал со своим бывшим одноклассником, которого встретил на ступенях театра, и прошёл мимо. Тот рассказал, что в Рыбинске есть филиал Ярославского театрального института, и Шарагин моментально принял решение и сдал экзамены.
Осложнялась ситуация лишь тем, что одновременно его зачислили в торгово-экономический техникум. Бросить учёбу для него означало обмануть ожидания родителей. Да и профессию в техникуме можно было получить «земную», которая в любом случае прокормит, а к чему приведёт актерское образование, спрогнозировать было трудно.
Родители от поступления в институт Сергея не отговаривали. Его мама работала кассиром, отец до переезда семьи из Мурманска в Рыбинск был оружейником на Северном флоте. В семье, кроме Сергея, воспитывался ещё его старший брат. Жилось Шарагиным трудно, однако даже в сумрачные 1990-е родители верили, что светлые времена настанут, и старались не ограничивать детей в возможностях. Парня предупредили: тебе будет трудно учиться в техникуме и институте, но желание поддержали и пообещали свою помощь.
Сергей ни разу не пожалел о сделанном выборе. Он признаётся, что иногда сожалеет, что актёрский труд оплачивается не в той мере, как растут цены на бензин и продукты, но не представляет себя вне сцены.
В драмтеатре он служит более двадцати лет — с третьего курса института. В его послужном списке более 100 главных, второстепенных, эпизодических ролей. А если добавить сюда образы, которые он примеряет на себя во время корпоративов, торжественных вечеров и тематических вечеринок, количество сыгранных ролей, наверное, перейдёт на третью сотню.
Многих своих героев он сейчас и не вспомнит.
— Я никогда не обижался на свой репертуар, хотя были сезоны, когда почти не выходил на сцену. В театре так бывает — когда режиссёру нравятся одни артисты, и он не работает с другими. Хорошо, когда есть разные режиссёры с разными предпочтениями и разными подходами. Благодаря этому есть возможность выходить на сцену, играть в классических и современных пьесах,
— рассказывает Сергей Шарагин.
Но растёт артёр, по убеждению собеседника, на больших ролях.
Первую значительную роль Сергей Шарагин получил в 2003 году в комедии положений «Моя парижанка».
— Это был эксперимент Георгия Якубовича Эльнатанова. Он потом признался, что кинул меня в эту роль как щенка, чтобы посмотреть, выплыву я или не выплыву. Я понимал, что ещё слишком молод для такой работы. Большая роль это распределение. Надо быть максимально разным, выполнять задачи режиссера, это очень большая работа. Мне бы и сейчас было сложно справиться с такой ролью. Тогда было тяжело, но Эльнатанов признал, что я смог,
— вспоминает собеседник.
Оглядываясь на сыгранные спектакли, Сергей говорит, что даже главная роль — это не всегда успех для артиста. Например, «Ревизор», которого труппа играла в театральном сезоне 2006 года, был интересен с исполнительской и технической точек зрения, а эмоциональный отклик у зрителя вызывал слабый. А спектакль «Аристократы Молдаванки», реализованный частным театральным проектом Theatre Z, напротив — при минимальных вложениях в декорации и техническое оснащение зрителям запомнился. Он вызывает такой же отклик, как и «Игрок», который поставили в Рыбинском драмтеатре в текущем сезоне. Эти спектакли позволили артисту раскрыть все накопленные сценические навыки.
— Я до сих пор учусь и буду учиться долго. Этот процесс никогда не прекращается — ни за рулём, ни в очереди на кассу в супермаркете, ни когда мы с Наташей [супруга Сергея Шарагина Наталья Грацианова, актриса Рыбинского драматического театра — примечание редакции] смотрим какой-нибудь сериал. Я всё время наблюдаю, как ведут себя люди, как они разговаривают, какая у них при этом мимика, характерные движения, интонации.
Внимание к тому, что тебя окружает — базовый профессиональный навык актёра. Благодаря наблюдательности артист лучше понимает своего героя. Догадывается, что тот переживает в той или иной ситуации, о чём думает, что его обижает, ставит в тупик или заставляет ликовать от счастья. Помогает наблюдательность и в жизни. Например, когда случаются ситуации, в которых собеседник не слышит представителя сферы культуры, но отлично воспринимает интонации Бени Крика. Характерную манеру разговора будущий актёр усвоил ещё в детстве, когда выстраивал отношения с пацанами из рыбинского Заволжья, где семья жила в 90-е.
Признаётся Сергей, что может подыграть и гостям вечеринок, на которых выступает в качестве сценариста, актёра и ведущего, и незнакомому человеку, если тот ищет повод поссориться.
Не играет Шарагин только в семье. Во-первых, супруга слишком хорошо его знает, во-вторых, Сергей считает, что доверительные отношения между близкими людьми — настоящая ценность, которую необходимо беречь больше главных ролей в театре.
— Театр — это просто работа, которая нравится и в которой у меня что-то получается. А дальше, после спектаклей и репетиций — там твоя жизнь, в которой ты что хочешь, то и делаешь. Мы с семьёй любим в кино сходить — дети на свои фильмы, а мы с Наташей на свои. И дача у нас есть. Я люблю что-то руками делать, готовлю,
— рассказывает собеседник.
Забота об интересах близкого человека — один из приоритетов Сергея Шарагина-человека. И речь здесь не только о том, чтобы без лишних напоминаний вспахать родителям огород или напечь оладушек с изюмом к семейному завтраку. Главное условие хороших отношений, по мнению Шарагина, — это делиться друг с другом своими мыслями и желаниями. Откровенный разговор — лучший способ убрать любое непонимание. По этому принципу происходит общение в семье артиста. Супруги ценят время, проведённое наедине друг с другом, строят совместные планы, обсуждают будущее — своё и близких.
— Вот вы спросили, есть ли у меня мечта. Все мои мечты связаны с близкими. Я хочу, чтобы все было хорошо у моей жены, у родителей, у брата. Мне интересно, кем вырастут дети, с этим связана порция ожиданий. Жену хочу вывезти в Париж. Это Наташина мечта и моя тоже, хотя я не люблю перелёты. А если говорить о собственных желаниях — то это, наверное, и не желания, а ностальгия по тому времени, когда люди никуда не спешили, приходили с работы, выходили во двор, общались с соседями, что-то вместе делали. Хочется, чтобы суета ушла, чтобы была возможность оглянуться вокруг,
— делится собеседник.
По складу характера Шарагин относит себя к интровертам. Это на сцене он пластичный и даже, как говорят в театральной среде, «пластилиновый». А вне театра может быть жёстким, не подпускает к себе чуждых по духу, избирателен в дружбе, не забывает предательства. Умение выстраивать границы отличает Шарагина-человека от Шарагина-артиста и это, наверное, правильно, ведь нельзя забывать, что любой вылепленный в творческой мастерской образ рассыплется без основы, которая скрыта от посторонних глаз, но на которой всё держится.
Разве обладание противоречивыми качествами — это не то, за что мы любим и за что аплодируем артистам, выходящим на поклон в финале спектакля?
Текст: Надежда Лазарева