10 апреля Рыбинский театр был на гастролях в городе Тверь со cпектаклем «Братья Карамазовы» Невероятно важным событием стал приезд автора инсценировки спектакля — писателя критика, педагога Анатолия Королева с супругой, известным критиком — Ольгой Галаховой. С разрешения автора, предлагаем вашему вниманию статью о спектакле.
Нам (речь обо мне и Ольге, супруге и театральном критике) удалось приехать в Тверь, на гастроли Рыбинского драмтеатра, где прошла выездная премьера спектакля «Братья Карамазовы». Наконец-то! Редкая удача. Два часа по скоростной платной автостраде от Москвы до Твери, и я в городе, где не был почти 20 лет…огромный зал роскошного Тверского театра набит публикой до отказа, аншлаг, яблоку негде упасть…
Честно говоря, я встревожен, в Рыбинске сцена намного скромнее, а тут губернаторский зал под стать столичному Большому театру: золото, бархат, ложи, явно театральная публика, много стильной молодежи…замечу сейчас театр у молодых вдруг стал модной тусовкой, то же самое в Москве и в Петербурге…. С другой стороны – такой «царь — зал» как раз годится именно для Карамазовых, спектакль финансировала партия Единая Россия, на такой размах без поддержки у Рыбинска просто нет возможностей. Короче пасьянс сошелся очень удачно…
Третий звонок и под стремительное мощное замри всего зала! В идеальной тишине…спектакль буквально грянул как гроза над притихшим партером.
Давно не видел такой монументальной мощи и удачной индивидуальной актерской игры. Режиссер Петр Орлов (жаль, что он не смог быть в Твери) создал панораму распада священных уз брака, семьи, монархии, рода, веры следуя за гением Достоевского в безжалостном анализе адской жизни семьи Карамазовых, где даже любовь становится ложью, предательством, подлостью. Когда мы в прошлом году обсуждали с Петром задачу пьесы Петр обозначил две главных точки: современность прошлого, и никакой архаики! Это не про них, не про 19 век и провинциальный городишко Скотопригоньевск… а про век 21 про нас. И второе – покажи вездесущность зла, мелькание искушения, чертовщины, силу мрака в душах…банальность зла. Не надо Фауста, или Мефистофеля достаточно гадкого папаши и похоти старика, не надо облаков над Олимпом, достаточно заглянуть в дом с заднего входа…
Лично для меня камертоном работы стал великий фильм Голливуда от 1958 года в постановке Ричарда Брукса, скажем роль Дмитрия исполнил великий Юл Бриннер, Ивана сыграл изумительный Ричард Бейсхарт, а роль Грушеньки божественная Мэри Шелли…
Тайна романа и пьесы не в силе мужских ролей, они очевидны, тайна спектакля на мой взгляд (тут или провал, или победа!) в дуэте дуэли двух женщин гордой красавицы умницы Катерины Ивановны и идеальной демонической соблазнительницы Грушеньки в теле юной безыскусной страстной голубки. Я слышал, что проблемы спектакля начались с роли Грушеньки, опытная актриса ушла из спектакля (не знаю причин, слышал уважительные) и пришлось начинать с нуля, тут театру и всем нам повезло, талантливая дебютантка — у нее чуть ли не первая главная роль в судьбе – Александра Капырина грациозно страстно капризно властно и упоительно исполнила эту сложнейшую роль искренней чистоты беспорочного порока. Тот идеал Мадонны, который у Федора Михайловича, всегда был близок к Содому… дуэльную силу подхватила опытная актриса Алла Молодцова…что ж, спектакль сразу сложился и был обречен на успех. Мужские роли идеально завершили круг. Практически все четверо безупречны: страстный Дмитрий, насмешливый интеллектуал Иван, девственник Алеша и мрачный сладкоежка бастард Смердяков, роль сыгранная Сергеем Молодцовым на высочайшем уровне, меня этот молодой актер изумлял все три часа своего колдовского вкрадчивого беснования на сцене…замечу, что роль Смердякова стоит на границе еще трех мощных ролей: черт, пошляк, циник, гений и он же столичный лощеный адвокат Сергей Шарагин и молодой бес Ракитин (тут актеру Ивану Сергееву есть еще над чем работать) и изувер комик «актер-актёрыч» сладострастник папаша в бесподобной снайперской игре Анатолия Позднякова! Эта триада зла еще один круговорот мощного спектакля, который на мой взгляд просто потряс тверскую публику и думаю судьба Карамазовых будет удачна, замечу еще для исполнителя роли Алеши, да, молодой монах трепещет от искушений, он именно по –карамазовски (тут прав Ракитин) знает силу соблазна в себе самом и бездны греха давно открылись его воображению, но! Но он не школьник, он рыцарь идеализма (в голливудском шедевре это отлично сыграно, самый младший по духу стал самым старшим из троицы), он всегда делает шаг вперед, навстречу вызову, да трепещет, но шаг только вперед, а не к стенке, он не двоечник, он старший ангел белого воинства, воин, архангел, брошенный в быт…этой краски молодому актеру не хватает. Но, пожалуй, пора ставить точку. Моя цель – высказать на полях поездки свой зрительский оттиск. И только.
Скажу только, что архитектоника спектакля (художник Леонид Платин) безупречна: маски из античного эпоса о роковых страстях человека, страшное вращение циркульной пилы, с которой невозможно спорить, потому как рок не отменить, доска которая мироточит не миром медом и ладаном, а кровью (прекрасная находка, о чем я уже послал смс Петру Орлову), отлично продуманный свет и звук. Пожалуй, менее убеждает видеоряд, во всяком случае я не успевал реагировать и входить в эти пестрые сновидения. Не скрою, оставила в недоумении сцена в корчме…поляки той эпохи были шляхта, дворяне, а не фанфароны в нелепых паричках, даже если они карточные шулеры вопросы чести у них на первом месте. Этого равнения на гордыню в сцене явно не хватает.
И вот финал. Суд. Приговор. Овации зала. Партер встает, за ним амфитеатр и ложи…
Гастроли прошли на ура и впереди у спектакля уверен – прекрасная судьба и она еще много кое-чего изменит в карьере актеров.
Автор текста: Анатолий Королев, писатель, драматург.
Орфография и пунктуация автора сохранены.