Что мы ждем от окружающих нас людей? На что можем рассчитывать, общаясь с родственниками и друзьями? Ответы на эти и другие вопросы ищет герой спектакля, премьера которого состоялась в арт-клубе «Перекресток» в Рыбинске
Нам всем нужно, чтобы нас слушали и слышали. Интересовались не только делами на работе и количеством денег, заработанных в прошлом месяце, но и тем, что творится у тебя внутри, к чему стремится душа.
Увы, в рутине жизни так мало места остается душевным разговорам и истинному пониманию между людьми. Об этом рассуждает главный герой нового спектакля «Как я стал разговаривать с Толиком», поставленном Рыбинским драматическим театром на альтернативной сцене в арт-клубе «Перекресток».
Наверное, сложно удерживать внимание зрителей, когда ты на сцене абсолютно один в окружении минималистичных декораций, а из живых существ вместе с тобой в зрительный зал глядят лишь рыбки в аквариуме.
Но как только актер и одновременно режиссер-постановщик нового спектакля Владимир Калюкин шагнул на сцену, вместе с ним на свет рампы высыпала целая толпа народу. Точнее, семья среднестатистического россиянина — молодого человека, который мечтает заработать много денег, купить квартиру, найти любовь.
Мама, тетя, старший брат-раздолбай, бабушки, друзья, имена которых быстро стираются из памяти. Всех этих персонажей актер выводит на сцену вслед за собой и вдыхает в них жизнь своей игрой. Они действительно живут, действуют, смотрят бесконечные новости по телевизору, делят полученную в наследство квартиру, решают материальные проблемы родственников, обсуждают все это громко и надсадно, полагая, что в этом и заключается жизнь. Они считают себя добрыми, чуткими и любящими людьми. Единственное, что ускользает от их внимания, – это жизнь их родного человека, его мысли, настоящие желания, переживания. Он сам может быть и рад бы поговорить с ними, но не знает, как это сделать, да и стоит ли.
В моноспектакле самые близкие для каждого человека люди не остаются невидимками. Но, существуя рядом, они все равно друг для друга загадки.
Постановка, в которой главный герой рассказывает о перипетиях собственной жизни, а точнее, собственных переживаниях, длится час с небольшим. Во время действа ты понимаешь, что пьеса по-настоящему современная. Автору удалось ювелирно вписать многие основные бытовые и психологические проблемы, с которыми сталкиваются современники. Это зомбирование лживыми новостями с федеральных каналов, обсуждение чужой личной жизни на различных ток-шоу, стремление к успеху и признанию, боязнь выйти за рамки привычной зоны комфорта. А еще — кредиты, долги, финансовые неудачи, угрожающие звонки из банков, измены, брошенные дети.
Весь этот клубок, сосредоточенный в маленьком отрезке времени, начинает сильно пугать зрителя. «Неужели у нас столько проблем?», — с недоумением заглядывает вглубь себя каждый.
— Здесь нет проблем, это просто жизнь, — говорит после спектакля Владимир Калюкин. – Это происходит со всеми нами. Мы постоянно живем в этом информационном море и всем от нас что-то нужно. А что нужно нам самим? Порой просто остаться одному.
По версии спектакля, главное для человека — чтобы было с кем поговорить. Пусть это даже вымышленный персонаж или кирпич, который главный герой в своих мыслях именует «Толиком». Поговорить о своих надеждах, внутренних метаниях можно и с психологом. Нет в этом ничего странного, как до сих пор считают многие «нормальные» и «трезвомыслящие» люди. Те же мамы, тети, которые искренне полагают, что знают, как надо жить, и могут научить этому знанию своих «несмышленых», «неуспешных», «странных» детей.
И только молчаливый собеседник «Толик», да еще очаровательный целитель людских душ, в которого влюбляется главный герой, могут просто выслушать, не переходя в наступление с непременными «ты должен», «как так можно жить», «ты так ничего не добьешься».
Пьеса «Как я стал разговаривать с Толиком» еще раз напоминает о том, что мы должны быть честны с самими собой, любить себя, даже если по меркам остального мира мы – странные и не слишком успешные люди.
Недаром герой Владимира Калюкина говорит и выглядит как самый заурядный человек. Он стесняется, сбивчиво говорит и очень просто одет — тертые джинсы, рубашка и пиджак – словно униформа современного ординарного человека.
— В том-то и особенность, что нет никакой особенности, — шутит сценограф постановки, актер Алексей Батраков. – Это человек из толпы, который пошел в секонд-хенд и за полторы тысячи рублей купил себе костюм – все то, что мы купили для героя Володи за такую же сумму.
Простой человек, простые незамысловатые декорации, а сколько эмоций вызывает спектакль. Эмоций негромких, без оваций и криков «бис». После того как падает воображаемый занавес, а главный герой уходит со сцены, тишина в зрительном зале звучит красноречивее слов. Люди осмысливают увиденное, ведут диалог со своим внутренним Толиком.
источник РЫБИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ