«Такого в театре еще не было», — нескромно, но точно прокомментировал режиссер Владимир Калюкин спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе Владимира Гуркина, известного большинству по сценарию фильма «Любовь и голуби».
Стоит с уверенностью добавить, что не только в этом театре, но и в других тоже «такого» не было, несмотря на то, что многие берутся за постановку этой пьесы. Рождение спектакля, даже по одному и тому же материалу, всегда непредсказуемо и уникально. Рыбинский драматический театр можно поздравить с блестящей премьерой, которая никого не оставила равнодушным.
Поразительно сложились обстоятельства по отношению к актерскому составу, где каждый оказался на своем месте, образуя общими усилиями гармоничную подлинную картину уральской деревенской жизни. Именно в первом акте создаются правдивые зарисовки простых русских людей, когда война мелькает лишь намеками в идиллии их жизни: рождение детей, семейные ценности, искренние человеческие отношения, близость к природе, борьба за справедливость, трудолюбие и простой отдых.
Показательной является незначительная, казалось бы, сцена ссоры во время застолья, когда Нюра, наивная, по-детски ранимая в исполнении Гульноры Поздняк, пытается защитить честность мужа в глазах окружающих, а Петр Рудаков (Михаил Головков) внезапно теряет свою характерную рациональность и прикладывает решительно косу к горлу, чтобы она простила их. Здесь много свойственного именно русскому человеку с его горячей необдуманностью и быстрому примирению — зла никто не держит в себе и не помнит. Все в этом маленьком русском мире цельно, и это единство льется песней «Шел казак на побывку домой…», которая будет сопровождать героев на протяжении всего действия.
Тревожным знамением беды и близости войны становится Римас в исполнении Сергея Молодцова, которому талантливо удается задумчивым курением папиросы, нерешительными кратковременными появлениями, одним молчаливым присутствием на втором плане беззаботно поющей семьи создать ощущение тягостной тревожной напряженности, и это весьма любопытная режиссерская находка и мостик между двумя актами.
Помимо этого, радует минимализм декораций, на фоне которых предельно обнажается мастерство актерской игры и, вместе с тем, предельно раскрываются души героев (художник Алексей Батраков). Все они символичны, и один из самых основополагающих — это фонарный столб в виде креста, провода от которого уходят прямо в зал, к правой ложе. Этот символ уже сразу настораживает, и возникает мысль, что сейчас со зрителем будут разговаривать напрямую о самом важном, а свет фонаря на протяжении спектакля то внезапно затухает, то вновь загорается, то пугающе дрожит со страшными звуками замыкания и внезапного выстрела, вызывая в зрителях вместе с героями немой ужас.
Во втором акте интересно наблюдать, как удивительно раскрывается несомненный талант рыбинских актеров. Становится понятно, что главных героев здесь нет — есть живое творческое единство со зрителем, каждый герой становится близок и дорог.
Любопытным открытием стала молодая актриса Эльвира Аширбакеева, которая работает в театре только первый сезон, но уже впечатляет умением перевоплощаться из девочки в настоящую женщину, становясь похожей на свою мать Софью (Дарья Кошелева) твердой походкой, уверенным голосом, ответственным отношением к ближнему.
Думается, что после этой премьеры кардинально изменился взгляд на Ивана Сергеева. Ведь для рыбинского зрителя он привычен в ироничных комедийных амплуа. Важная и серьезная роль Ивана, без сомнений, стала новой ступенькой для актерского совершенствования. Оказывается, кроме забавности и мимолетной яркости, в нем есть огромная способность быть на сцене притягательным мужчиной, чувственным и мягким, резким и вспыльчивым, а также глубоко переживать человеческую трагедию.
Алла Молодцова в роли Сани обрела фантастическую цельность и воплотила в этой невероятно сильной русской женщине всю свою многогранность: способность без памяти любить, искренне верить и дарить надежду окружающим, не дать горю убить себя и найти в себе силы для возрождения. Именно ее героиня становится не только стержнем сюжета, а образом самой России, который у всех писателей и поэтов предстает в виде женщины-матери.
Ключевая для понимания главной идеи сцена мучительного ожидания, кто останется из мужчин: Римас, ставший опорой для всей семьи в тяжелые военные и послевоенные годы, или муж Иван, по сути, предавший ее. Когда же Саня, честно прождав его восемь лет, решилась на новую жизнь с Римасом, Иван возвращается домой… Странно, как умело ведет нас Алла Молодцова за собой: ведь в момент признания Ивана и ожидания исхода отчетливо понимаешь, как обидно и горько за ее верность, и абсолютно симпатизируешь только Римасу, который очевидно выигрывает в любовном треугольнике и на фоне жалкой увлеченности мужа его забота и преданность внушают доверие и уважение. Но когда все-таки происходит воссоединение семьи и нежная, по-настоящему любящая Саня оказывается вновь в родных объятьях мужа, твоя душа ликует и плачет вместе с ней, и ты убежден в правильности исхода.
Хоть спектакль посвящен юбилейной дате Победы в Великой Отечественной войне, он вызывает эмоциональное потрясение у зрителей, а мужчин доводит до слез не по той причине, что творческой команде удалось показать через сломанные судьбы героев, как страшна война, как несовместима она с жизнью. Потому что они доказали, как силен духом русский человек в единстве, и как наша страна держится на русских женщинах, матерях и женах, защитницах семейного очага, способных на чистосердечное прощение и созидательную любовь, которая всегда была, есть и будет всеобщим спасением.
СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР, 10 №7-227/2020