Рассказываем о новом художественном руководителе драмтеатра Наталье Людсковой.
Художественный руководитель Рыбинского драмтеатра Наталья Людскова приехала в Рыбинск из Москвы, где служила в известном театре Et Сetera Александра Калягина. Она говорит, что молодым актерам и режиссерам не стоит привязываться к столице, в провинции больше шансов сыграть роль всей жизни, поставить произведение мечты. А еще она любит слушать жизнь – звуки и голоса города, призывает актеров делать то же самое. Вместе с труппой РДТ она строит планы, ставит «Вассу Железнову».
Et Сetera и Рыбинск
Казалось бы, очевидно, что у театра должен быть художественный руководитель. Но Рыбинский драматический многие годы работал без него. Поэтому когда вакантную должность заняла театральный режиссер Наталья Людскова, возник вопрос, зачем это нужно театру и ей самой?
— Художественный руководитель — он как кормчий, если хотите, подбирает репертуар, учитывает актуальные театральные веяния, старается привнести что-то новое в привычный устоявшийся уклад жизни театра, — рассказывает Наталья. — Актеры должны знать, что будет дальше, что они будут играть, когда, наконец, исполнят роль мечты. Худрук должен понимать, за какой материал браться именно сейчас. Так говорил Вахтангов. Если сегодня мы играем Салимзянова, завтра – Шекспира, то должны знать, для чего? Важно соблюдать разумный баланс. Для того чтобы поставить Достоевского или Горького, нужно предварительно поставить две-три комедии. Обязательно высокие, хорошие, где нужно не только смеяться, но и думать, чувствовать.
Худрук работает с актерами, ставит спектакли, «присматривает» за постановками, которые уже идут на подмостках. Труд большой. А еще он думает, кого пригласить в театр, чтобы было здорово и интересно.
— Если ко мне как к худруку театра обратится какой-нибудь приезжий режиссер с предложением поставить что-то из классики, буду смотреть, что он ставил раньше. Если в его репертуаре легкие, незатейливые пьесы невысокого уровня, поставить что-то серьезное нереально. Я сама год работала над «Лесом» Островского. Год метаний, сомнений, трудностей.
Еще режиссер должен гореть идеей – либо поставлю, либо не смогу дальше жить, считает Наталья. А когда штампуют то, что уже где-то показывали, – нет, такого для Рыбинского драмтеатра Людскова не видит.
Она рассказывает и пьет черный кофе. Бодрящий напиток необходим человеку, живущему на два города. Наталья не порвала связь с Москвой, где она служила в знаменитом театре Et Cetera Александра Калягина, там у нее семья – муж, дети. Зачем это все? Зачем человеку, учившемуся на курсе самого Леонида Хейфица, периодически снимавшемуся в кино, ставящему спектакли в разных городах и лично знакомому с театральными грандами Робертом Стуруа, Гией Канчели, Адольфом Шапиро, Александром Галиным, Григорием Дитятковским, Рыбинск?
Наталья уже давным-давно всем все доказала, над ней не довлеет пресловутое «в Москву, в Москву», она была свободна, как птица. А сейчас хочет перемен. Жизнь часто ставит ее перед нелегким выбором. Из двух зол она всегда выбирает то, что сложней и страшней.
— Да, в Москве круто, там знаменитые режиссеры и актеры, но чтобы понять себя как личность, как профессионала, надо уезжать. И вот, проработав пять лет у Александра Калягина, я уехала, — объясняет Наталья.
В Рыбинске она поставила пять спектаклей, в том числе «Лес» и «Смех лангусты». Уже на этом этапе знакомства с РДТ ее отношение к работе отличалось от других приезжих режиссеров. После премьер своих спектаклей она приезжала на каждую последующую репетицию, не бросала свои детища и актеров на произвол судьбы. На это обратила внимание директор РДТ Ирина Петрова и предложила режиссеру попробовать себя в роли художественного руководителя.
Был и другой аспект, который заставил Людскову принять окончательное решение.
— Помню, когда увидела «Братьев Карамазовых», поразилась, как органично и слаженно работали артисты, ни капли наигрыша, я увидела ансамбль. И лица у всех благородные, аристократичные, — продолжает мастер. И ей захотелось задержаться в нашем городе.
Людскова советует не рваться в столицы ни актерам, ни режиссерам. Первые в провинции могут сыграть роль мечты, о которой в Москве или Питере можно только грезить, а вторые — поставить то, что греет душу. По мнению Натальи, до 30 лет в режиссерах делать нечего. Хотя есть и исключения. Иосиф Хейфиц рано стал режиссером. Жизненный опыт нужен. И недюжинная работоспособность.
— Все знаменитые, признанные режиссеры работают с утра до вечера. Я видела, как творит Александр Калягин, он буквально не уходит из театра, — рассказывает худрук.
Словом, все хорошее и гениальное, что есть в театре, дается нелегко. И даже если есть талант, без работоспособности далеко не уедешь.
Рассказывая о творческих планах, она признается, что отдает предпочтение комедии.
— Я неравнодушна к этому жанру. Сейчас читаем и разбираем Горького. Знаете, в его произведениях столько юмора. Да, да, вроде бы, где Горький, и где комедия. Но повод посмеяться можно найти практически в любой ситуации. Так легче жить. Я нахожу юмор, и, как сказал Александр Галин, это своего рода дар, — рассказывает Наталья Людскова.
Сейчас она вместе с актерами репетирует «Вассу Железнову».
В труппе Рыбинского драмтеатра, помимо худрука, появились и новые актеры — Екатерина Бондаренко, Максим Ткач, Александр Буров. Их зрители увидят в новом сезоне. Он стартует с постановки Владимира Калюкина «На всякого мудреца довольно простоты»
Штрихи к портрету
У Людсковой все немного не так, как у обычных людей. Она любит слушать звуки города, обрывки разговоров.
— Мой учитель Иосиф Ефимович Хейфиц говорил: «Слушайте жизнь». Вот я и стараюсь. По улицам не хожу в наушниках, в интернете можно узнать информацию о спектакле, а вот как его поставить, подскажет жизнь — атмосфера, звуки, голоса, диалоги, лица людей, которые нас окружают. Поэтому я слушаю, — делится секретами Наталья.
Приезжая в какой-нибудь город, она обязательно идет в баню. Слушает, о чем говорят женщины, какими проблемами живут. Когда работала над постановкой «Леса» Островского, услышала в бане рассуждения женщины о жизни после 50 лет. Она сказала одну важную вещь, которая вполне отвечает духу и характеру главной героини – помещицы Гурмыжской.
— Я услышала и поняла, что про это буду ставить спектакль, — говорит Людскова.
Как-то в Курске в театре имени Пушкина она выпускала спектакль и долго мучилась, какую музыку взять – выбирала между Джо Дассеном и другим французским певцом. Пошла в магазин, а там в очереди на кассу женщина стояла. Обычная, в возрасте, явно заядлая дачница. Вдруг у нее зазвонил телефон — голос Дассена. Вопрос с музыкой прояснился.
Она любит наблюдать, созерцать, задумываться над вопросами, которые кому-то покажутся странными. Например, почему деревья вырастают ровно до определенной высоты — во время бесчисленных разъездов, когда смотришь в окно, это бросается в глаза. Также неспешно и вдумчиво она наблюдает и за театральной жизнью.
Ей нравятся актеры, для которых главное — не сыграть успешно на сцене ту или иную роль, а работать над ролью. Поэтому так называемый «застольный период» у Людсковой и труппы театра длинный. Они обсуждают, размышляют, репетируют. А еще она считает, что, работая над тем или иным произведением, очень нелишним будет прочитать не только пьесу, но и письма автора, заметки критиков, словом, все, что может помочь в работе.
— Евгений Миронов рассказывал, что у него никак не получалась роль князя Мышкина. Режиссер был недоволен, актер уже хотел отказываться от работы. Но потом он еще раз прочел записи Достоевского, его письма и узнал, что во время работы над произведением он повредил руку и ходил, поджав ее. Миронов сделал так же, поджал руку и так вышел на съемочную площадку. Образ князя Мышкина сложился, — рассказывает Наталья Людскова.
Она не только режиссер, но и педагог, и вместе с актерами ищет новые формы самовыражения, чтобы зритель в конце спектакля подумал: «Верю!» При этом она говорит, что ни один режиссер не даст актеру таблетку успеха. По большому счету 90% актерского труда – это самостоятельная работа над собой.