«Театр начинается с вешалки» – в современном мире это уже не актуально. Древний вид искусства стремится прочь из привычных стен и осваивает новые пространства – городские площади, публичные места, где можно по-новому общаться со зрителями.
Общение – главный дефицит нашей жизни, и театр призван его восполнить – так считает актер и режиссер Рыбинского драматического театра Владимир Калюкин. В новом сезоне он поставит моноспектакль «Как я стал разговаривать с Толиком». Причем не где-нибудь, а на сцене арт-клуба «Перекресток» – пожалуй, одном из самых богемных и неформальных мест в Рыбинске.
Мы беседуем с Владимиром Калюкиным в помещении за сценой арт-клуба «Перекресток». Время неурочное. Сейчас здесь не слышны гитарные аккорды и голоса вокалистов, но вовсю кипит другая творческая работа. В концертном зале переоборудуют сцену, в итоге она должна превратиться в театральные подмостки. Здесь даже по традиции заложат несколько монеток – на удачу.
Первым театральным экспериментом, первым спектаклем, который здесь поставит Владимир Калюкин, будет пьеса Йоси Олишевского «Как я стал разговаривать с Толиком». Тема вечно актуальная – молодой парень хочет быть счастливым. При этом у него полный набор проблем среднестатистического невротика – он социофоб, над которым, как дамоклов меч, висит вселенское «должен» – должен повзрослеть, должен зарабатывать, должен жениться.
— А вы сами-то пьесу читали? – неожиданно спрашивает собеседник. И смеется.
— Владимир, сначала расскажите, почему выбрали для постановки спектакля такое необычное место?
— Идея возникла у директора арт-клуба в Рыбинске Михаила Пайкова уже давно, но обратился он к нам только этим летом. В театре задумку оценили, ведь мы постоянно находимся в поиске новых форм, в движении. У нас, как в спорте – наверху ты лишь одно мгновение, а затем либо работаешь, либо катишься вниз.
С идеей спектакля мы носились с июня. В первую очередь искали достойную пьесу – современную, свежую. Но без мата и всяких извращений. В итоге, на мой взгляд, нашли вещь со смыслом, которая может помочь преодолеть тяготы жизни, подумать.
Выбор – это довольно тяжелый процесс. Нужно постоянно искать, сравнивать, читать по несколько пьес одновременно. Они могут быть очень плохими, но все равно нужно их изучать, чтобы среди большого количества графоманской литературы найти достойный материал.
— Неформальный антураж «Перекрестка» подчеркнет дух спектакля?
— Для меня это просто приятное место. «Перекресток» – «совершеннолетнее» заведение со своими традициями. Думаю, оно близко театру свободолюбивым духом.
— Какие проблемы будут затронуты в постановке?
— Ну, как о них расскажешь? Они актуальны для каждого человека, они вне времени и обходят стороной темы, которые абсолютно не волнуют обывателей. Например, политику.
— А разве политика наших людей не волнует? Некоторые только тем и занимаются, что обсуждают глобальное мировое устройство.
— Где мы, а где политика? Зачем она нам нужна? Обсуждать ее можно, но на жизнь обычного человека, имхо, она никак не влияет.
— Да, у каждого свои устремления в жизни. Большинство людей просто хотят быть счастливыми. А ваш герой хочет?
— Конечно, как и все. У него своя формула счастья – очень простая. Он хочет жить отдельно от семьи, хочет свой дом, чтобы быть в нем главным. Чтобы не капали на мозги и не говорили, что он должен. В принципе, это обычные человеческие желания.
— А речь не идет об очень распространенной ныне проблеме инфантилизма?
— Я бы это назвал проблемой взросления. Так сложилось, что мы живем в мире, где упорно зреет мысль, что никто никому ничего не должен. Хотя на деле каждый из нас должен что-то большому кругу людей. Плюс этой пьесы в том, что она затрагивает такие острые темы легко, без лишней назидательности.
Театр – это одно из немногих мест, где человек может откровенно поговорить с другим человеком. После спектакля будет неформальное общение со зрителями, мы обсудим все недосказанности, сложные вопросы.
— Каких зрителей вы бы хотели увидеть на спектакле в первую очередь?
— Я не рассчитываю на определенный контингент людей, наоборот, хочется, чтобы пришли разные зрители. Тот же Евгений Гришковец говорит, что интересно наблюдать, как женщина тащит на спектакль своего мужчину. Дескать, тот сначала не понимает, зачем он сюда пришел, а потом больше всех радуется, что увидел и услышал то, что его задело за живое. Вот такую реакцию хотел бы и я увидеть.
— Приоткройте завесу тайны, как все будет представлено на сцене? Будут ли здесь меняться декорации, или наоборот, все внимание сконцентрируется на главном герое?
— Здесь будет на что посмотреть, хотя на сцене будет один человек. Я ставлю спектакль как режиссер и сам же в нем играю. Над постановкой работает команда из нескольких людей – мой коллега Алексей Батраков выступает как художник, работает над костюмом, актриса Наталья Левина помогает мне выстраивать действие на площадке.
— Но ведь трудно оценивать самого себя.
— Трудно переключаться с работы режиссера на актерство. На сцене я не могу раздумывать над постановочными нюансами. Недаром с момента начала подготовки спектакля прошел длительный период режиссерской работы. Сейчас на площадке – артист, я работаю с текстом и материалом.
— Один человек на сцене – наверное, это сложно. Тем более сейчас популярны зрелищность, эпатаж.
— Повторюсь, есть разные формы театра. Некоторые из них балансируют на грани здравого смысла. Порой в стремлении удивить, эпатировать зрителя постановщик решает раздеть артиста донага. Мы что, такого не видели? Как будто в бане ни разу не были. Нового в этом ничего нет. Вспомните древнегреческого драматурга Эврипида, который любил, чтобы в его постановках на сцене кого-то грызли, а на зрителей брызгала настоящая кровь. По-своему он был хорош, но были и другие великие драматурги. В их произведениях все двусмысленные моменты опускались, но зрители не менее остро ощущали драматизм происходящего.
На мой взгляд, эпатажные формы театра всегда будут проигрывать классическим, которые предполагают большую долю общения со зрителем. Люди начинают фантазировать, могут прочувствовать происходящее на сцене. Зритель тоже хочет быть участником действа, а не бездушным объектом, на котором ставят эксперименты, желая только поразить.
— Вы постоянно настаиваете на важности общения между людьми. В наше время это дефицит?
— Думаю, что многим его не хватает. В первую очередь – близким людям. А без общения все вокруг распадается – дружба, отношения между мужчиной и женщиной, словом, многое из того, чем нужно дорожить в жизни. Если после спектакля у зрителей появится повод обсудить что-то важное в своем мироустройстве, принять серьезное решение, значит, все это не зря.
— Не планируете пригласить на премьеру спектакля автора пьесы – Йосю Олишевского?
— Его сложно найти. Если мы договоримся, и он приедет, это будет просто замечательно. Пьеса «Как я стал разговаривать с Толиком» неоднократно попадала в шорт-листы престижных конкурсов, и хотелось бы, чтобы автор оценил нашу работу.
источник РЫБИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ