Творческая лаборатория театра наций в Рыбинске

В октябре творческая Лаборатория Театра Наций прошла в Рыбинском драматическом театре.

В Рыбинск приехала московская команда в составе трех режиссеров (Георгий Цнобиладзе, Александр Пронькин и Денис Сорокотягин), двух педагогов – по сценической речи (Марина Гарсия) и по сценическому движению (Владимир Гончаров), театрального критика (Александр Вислов) и театрального журналиста (Лариса Каневская).

Рассказывает Елена Носова, куратор Федеральной программы по поддержке театров малых городов России Государственного Театра Наций: «Мы представляем Театр Наций — наш художественный руководитель – н.а. РФ Евгений Миронов. Федеральная программа по поддержке театров малых городов России была разработана и реализуется Театром Наций при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Программа в себя включает: Первое – это Фестиваль театров малых городов России: Уникальность фестиваля в том, что каждый год мы проводим Фестиваль в разных регионах, городах России; и еще одна отличительная особенность Фестиваля, что отыграв, коллективы не уезжают, а в течение недели им предоставляется возможность находиться на Фестивале, общаться, смотреть спектакли друг друга. Фестиваль включает в себя конкурсную, образовательную и внеконкурсную программы.
Второй раздел программы: приезд спектаклей-победителей в Москву и показ на сцене знаменитого Театра Наций.
И третья составляющая программы – это выездные творческие Лаборатории с участием режиссеров, организаторов, педагогов, критиков.
Лаборатории Театра Наций разнообразны и очень востребованы. Мы проводим Лаборатории в театре, летом в нетеатрально-ландшафтных, музейных пространствах и благодаря этому музейное сообщество стало большим другом Театра Наций; проводим Лаборатории в атомградах и в национальных театрах. Также Лаборатории интегрируются в Фестивальные программы. Словом, программа театров малых городов России с каждым годом растет, расширяя свои рамки.

Структура Лаборатории такова: в театр отправляется 50-60 пьес. Художественное руководство театра, зная своих артистов, зная своего зрителя, выбирают три пьесы, по которым в течение недели три молодых режиссера делают эскизы спектаклей. Обязательной составляющей нашей Лаборатории является образовательная программа. Мы привозим из Москвы известных педагогов по профильным дисциплинам: по мастерству актера, сценической речи и сценическому движению, они проводят ежедневные тренинги, после которых идут репетиции эскизов по выбранным пьесам. Итог Лаборатории — показы эскизов спектаклей и их обсуждение с критиками и зрителями. Затем зрители голосуют: доработать эскиз до полноценного спектакля или «забыть как страшный сон». Руководство, учитывая мнение зрителей, принимает окончательное решение…».

Первый эскиз «Как Зоя гусей кормила» по пьесе Светланы Баженовой собрал полный зал заинтересованных зрителей. Пьеса – остросоциальная, затрагивающая сразу несколько животрепещущих тем: отношения между поколениями, смысл жизни, одиночество и многое другое. Главная героиня спектакля – Зоя (Людмила Храновская), столетняя мать возрастного сыночка, сообщающая по несколько раз в день, что помирает. В тот день, когда она родила сына, его отец умер. «Один родился, другой умер – ирония судьбы», – говорит Зоя. На себе Зоя сразу поставила крест, посвятив всю жизнь воспитанию сына, но годы шли, сын давно вырос и состарился, а мама так его от себя и не отпустила. «Мама не уходит, потому что некому за сыночком ухаживать будет», – уверяет себя Зоя.
Режиссер Александр Пронькин в своем эскизе использовал экран: забавные кадры с кокетливо красующейся перед зеркалом вполне себе бодрой мамашей в то время, как на авансцене ее сыночек, кряхтя, моет пол, изрядно развлекли зал. Актрисе Людмиле Храновской удалось прекрасно передать характер героини, принимающей в штыки всякого, кто захочет быть с ним рядом. При явных признаках деменции, все равно видно, что она прекрасно ориентируется в жизни и в пространстве. Зоя, конечно, трагикомический персонаж, вызывающий смех и слезы. Остальным героям режиссер не выделил большого пространства. Сын Владимир (Владимир Калюкин) при все своем академическом уме, беспомощный, неопытный, непрактичный, наивный человек. Ему уже шестьдесят лет, а он все никак не начнет жить. Энергичный приятель Владимира Плоцкий (Павел Иванов) всю жизнь завидует другу и делает гадости, а Владимир ему уступает и прощает. Плоцкий привозит для Владимира из деревни девушку Женю (Эльвира Ашербакеева) – необразованную, но искреннюю и живую, однако, заметив начало взаимной приязни Жени и Володи, тут же все портит, совершая подлость.

Некоторые сцены Александр Пронькин намеренно сократил – это можно понять, ведь за пять дней сложно создать полноценный спектакль. После горячего обсуждения зрители проголосовали за продолжение. Режиссеру предстоит большая работа по превращению эскиза в спектакль.

Александр Пронькин, режиссер, ученик Юрия Муравицкого:
«Я впервые участвую в Лаборатории Театра Наций, и вообще ставлю не так давно – второй год в профессиональном поле. Для меня это участие – важная ступень. Очень хорошая инициатива Театра Наций и Министерства Культуры – привозить в разные регионы столичных режиссеров. Я вижу, как артистам интересно соприкоснуться с разными режиссерскими методиками. Современный театр, современная драматургия может вызывать сопротивление, но всякий раз это – важнейший опыт, взаимообмен и наполнение. Создание эскиза за пять дней подобно стремительному забегу на короткую дистанцию. Это – стресс, который заставляет быстро включаться в процесс, потому что нет времени на длительные сборы. Не надо пугаться стресса потому, что он – очень хороший помощник. На стрессе получаются хорошие вещи.

То, что мы на Лаборатории делаем полноценные эскизы по пьесам, в корне отличается от студенческих отрывков. Отрывок может получиться прекрасным, но он не работает на всю пьесу, а здесь ты осваиваешь материал полноценно, делаешь мысль законченной. Я очень благодарен рыбинским артистам за то, что они мне доверились, помогли выразить то, что я изначально задумал. У меня был заготовлен некий мысленный набросок, но создавали мы полноценную картину вместе. Еще мне нравится, что во время работы я пребывал в постоянном диалоге с драматургом пьесы Светланой Баженовой. Мы с ней чуть-чуть по иному развернули пьесу, получились другие акценты, которые раньше в спектаклях по этой пьесе не звучали. Пьеса написана в 2015 году, и освежить ее, преломить, сделать актуальней – мне кажется, это хорошо. С Лаборатории я с собой увезу ценный опыт, который поможет мне в дальнейшей работе, по возвращении еще буду рефлексировать.

На второй эскиз по пьесе Дениса Сорокотягина «Во всем виноват Бэнкси» пришли зрители разных поколений, и хорошо, что много молодежи. Тема стрит-арт искусства – очень современна, интересует многих подростков. Граффити относится к запретному виду искусства, считается актом вандализма и предусматривает ответственность по нескольким статьям административного и уголовного кодекса, смотря, где художник запечатлевает свой след. Авантюризм в этой деятельности молодежь и привлекает, ведь рисовать приходится под прикрытием масок и худи с капюшонами, чтобы не попасть под видеокамеру и убежать от полиции. Анонимность импонирует подросткам, еще не разобравшимся в своих отношениях с внешним миром. Граффитист может заявить о себе и остаться инкогнито, как в соцсетях. Хотя стрит-арт преследуется законом во всех странах, иногда граффити украшают города, когда уличные художники принимаются рисовать на гаражах и заброшенных серых стенах, а не портят памятники культуры. «Некоторые становятся вандалами, чтобы мир выглядел лучше», – так считает знаменитый Бэнкси и его последователи. Эскиз спектакля Дениса Сорокотягина сочетает в себе много положительных моментов. Во-первых, темой уличных художников в российской театре, кажется, никто пока не занимался; во-вторых, в спектакле – очень живые герои, узнаваемые с первых минут, словно, живут рядом с нами; в-третьих, образовательный момент – забавно, что именно школьная учительница объясняет ученикам (и зрителям) специфические термины стрит-арта; в четвертых, спектакль привлечет в театр новую публику. По мнению французского галериста Николя Логеро-Лассера – «язык современных художников понятен одному проценту людей, зато язык Бэнкси понятен на сто процентов».

Романтичная девочка Туся ((Алла Малушенко) пишет письма Бэнкси: ей нравится его позиция – «изменить этот худший мир к лучшему». Она увлеченно рисует на стенах и стеклах, как научил ее приятель Кулек (Керим Базаров) и азартно выкладывает рисунки в соцсети. Она увлечена и настроена очень серьезно, но Кулек ее предает. В отчаянии она попадает в страшную аварию, а к жизни ее возвращает новый нежданный друг Ваня (Сергей Батов), новоиспеченный граффитист. Всем трем молодым артистам удалось передать сложные переменчивые чувства подростков, когда так остро воспринимаешь любовь и предательство, одиночество, желание понять и непонимание. Продвинутую учительницу лихо играет актриса Алла Молодцова, она же изображает еще несколько безымянных персонажей. При этом все артисты хорошо поют (музыкальное оформление Дениса Сорокотягина и Анатолия Смирнова). Режиссер придумал несколько интересных мизансцен, например, Туся «рисует» баллончиком, а на стене появляется видеоизображение ее рисунка, а еще, когда она попадает в больницу, огромный серебристый мяч под ее головой сдувается, словно жизненные силы покидают ее. Эскиз вызвал у зрителей сильные эмоции. Многие ребята в зале признались, что не ожидали увидеть на сцене такую правдивую жизненную историю, тем более, что автор пьесы (он же режиссер) перенес действие в Рыбинск.

Денис Сорокотягин, режиссер и автор пьесы:
«В лаборатории Театра Наций я уже принимал участие, это было в Калининграде, там у нас был музыкальный театр, а здесь – драматический, так что будем считать, что такой лабораторный опыт у меня впервые. Артисты, участвующие в моем эскизе не знали, что им придется петь, но у нас все же получился музыкально-драматический эскиз. Артисты справились. В Рыбинском театре – очень профессиональная хваткая труппа, я посмотрел все эскизы и поразился уровню театра. Повесть, по которой я сделал пьесу и поставил эскиз, была написана в 2020 году, действие там происходило в Москве, но мы перенесли героев в Рыбинск. Хорошо, что между написанием и постановкой прошло четыре года. Эта дистанция помогла мне отстраниться от текста, словно я ставлю чужую пьесу, что намного объективней. Когда я писал письма героини к Бэнкси, то чувствовал себя в тот момент той самой девочкой по имени Туся. Сам я не увлечен стрит-артом, мне рассказал о нем мой ученик. Теперь я всегда обращаю внимание на разрисованные стены. Сегодня утром в Рыбинске по дороге в театр я увидел новые граффити. Тут, конечно, есть опасность для молодежи, что спектакль заразит подростков, увлечет в эту сторону, но мы открыто говорим о вандализме, о наказаниях за подобный род деятельности, так что каждый выбирает для себя. Домой я увезу удивительное отношение к Рыбинску – от непринятия до полного приятия. Сегодняшние реплики зрителей на обсуждении мне дают надежду, что этот мэтч (match) случился: мы соединились с городом. На этот спектакль, мне кажется, люди будут приходить снова и снова, чтобы испытать чувство: «Я существую, я здесь, я живу в этом городе, и мы – вместе». В этом – магия театра…»

Третий эскиз поставил режиссер Георгий Цнобиладзе по пьесе Анастасии Малейко «Лампочки». Георгий выбрал для эскиза не сцену, а театральное фойе и превратил его в обжитую квартиру, обзаведясь за время репетиций необходимым реквизитом, чтобы разместить героев так, как отметил драматург. Пьеса Анастасии Малейко изобилует авторскими ремарками, но опытный режиссер Цнобиладзе справился без дополнительных литературных реплик. В пьесе представлены три поколения одной семьи, но между ними нет взаимопонимания. Внук (Дмитрий Медведев) живет у Деда (Евгений Колотилов) с Бабкой (Светлана Колотилова), потому что маме Кате (Наталья Левина) с ее новым молодым мужем Антоном (Сергей Молодцов) не до сына. У Деда с Бабкой – свой «скелет в шкафу» – когда-то в него, молодого учителя истории влюбилась ученица. Ничего из той любви не вышло, семья уцелела, а счастье пропало. С тех пор Дед завел привычку грызть шоколад, словно заедая ту горечь разлуки. А жена его, доктор, всю жизнь всех лечит и лучше него знает, как жить. Она «причиняет добро», но никто не знает, что творится в ее душе. Невозможно забыть эту горечь на улыбающемся лице хозяйки, которая безрезультатно всех пытается накормить обедом. Жить без любви – горько, но надо жить. «Надо жить!» – восклицала Сонечка Чехова, – «Что же делать, надо жить! Мы будем жить. Проживем длинный, длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь и в старости, не зная покоя…». Так и живет Бабка (Светлана Колотилова): за всех у нее сердце болит, а счастья не знает. Не знает и дочь ее Катя (Наталья Левина), уже третьего мужа меняет, все счастья ищет. Она хорошо помнит влюбленное лицо своего отца, которого в детстве увидела в парке на скамейке с ученицей. Больше такого лица у него не было. У Кати, видимо, тоже. Подросший сын играет четыре ноты из песни про безумный бриллиант: «Ты так рано постиг тайну, Ты желал невозможного, Продолжай сиять, ты, безумный алмаз…», кажется, мучая гитару, парень что-то понял в этой жизни, потому что исполнил детскую Катину мечту, подарив маме ванну на ножках. Он потратил все свои сбережения, «он все спалил за час, но в этот час стало всем светлей», поется в одной популярной песне. Интересный эскиз получился у Цнобиладзе, есть, о чем подумать, есть, что сыграть.

Георгий Цнобиладзе, режиссер, ученик Льва Додина:
«Лаборатория всегда – вызов: ты приезжаешь в новый для тебя театр к незнакомым артистам и должен за несколько дней сделать эскиз пьесы, которую никогда не ставил, и тут неважно, опытный ты режиссер или нет, одна лаборатория у тебя за плечами или несколько десятков. Невозможно подготовиться и все придумать заранее, все твои идеи разбиваются о реальность. Нужно каждый раз сотворить чудо, и это – всегда какой-то стресс, но стресс необходимый для творчества. Хочется репетировать, сочинять, работать. На Лаборатории основной своей задачей считаю даже не сам эскиз, а работу с артистами. Всегда интересно находить неожиданные пространства и придумывать сценографию, ведь специально никто ничего не готовит, художника нет, декораций нет, и нужно самому подобрать, что-то подходящее выудить из запасников. Именно Лаборатория Театра Наций позволяет нам, режиссерам, и театру экспериментировать, ошибаться, погружаться в тончайшие нюансы, на которые в привычном рабочем процессе всегда не хватает времени. Театр – не математика, здесь дважды два точно не четыре, здесь не может быть точного ответа. Нет стандарта. Что такое хороший театр? Мне кажется, когда ты испытываешь эмоции, чувства. Театр – живая субстанция, процесс, который всегда движется, этим он интересней кино, где можно сыграть один раз и навсегда. Театром занимаются люди увлеченные, иначе нельзя!»

Рассказывает художественный руководитель Рыбинского драматического театра, режиссер Наталья Людскова: «Для нас огромным подарком стало участие в Лаборатории Театра Наций, тем более что у Рыбинского драматического театра – скоро юбилей. 200 лет – какая красивая дата! Лаборатория в Рыбинске проводится впервые. Наш театр – старинный и любимый, не только жителями города, но и многочисленными туристами. В театре – хорошая сильная труппа и замечательная молодежь. Наша заслуженная артистка России Светлана Агафоновна Колотилова воспитала два курса на базе театра при Ярославском театральном училище. Светлана Агафоновна их выучила, и теперь эти молодые артисты составляют костяк труппы. Мы очень ждали Лабораторию, все мечтали принять в ней участие. Я прочитала все пятьдесят девять пьес, которые прислали организаторы лаборатории, и выбрала три современные пьесы, стараясь по максимуму задействовать все поколения наших артистов.

В труппе – тридцать артистов, все активные, глаза горят даже у тех, кому не досталось ролей в эскизах. Все приходят на мастер-классы, занимаются тренингами, это – очень полезная практика, как курсы повышения квалификации для артистов, и за это отдельное спасибо Театру Наций, потому что сценическое движение и сценическую речь артисту необходимо поддерживать всю жизнь. Я наблюдала, как проходят занятия, и удивлялась: что мои артисты там только не творили – и разные упражнения в партере, и прыжки, и уроки владения не только телом, но и рапирой, и скороговорки, и дыхательная гимнастика. Все с радостью занимаются, познают новое. Интересно также присутствовать на репетициях эскизов. У каждого из трех режиссеров – свой подход, своя школа, свое мировоззрение. Лабораторный режим артистов невероятно насыщенный – с десяти утра до десяти вечера, но они с удовольствием бегут на занятия, все жадно впитывают, чтобы потом этими знаниями и дальше пользоваться в профессии. Задействован весь театральный коллектив, а не только артисты, но и постановочные цеха и технические службы принимают участие в интенсивном творческом процессе.

Хочется и после окончания Лаборатории не терять связь с режиссерами. С ними наш театр обрел свежее дыхание, молодую кровь. Я бы их всех пригласила на постановки, не сразу, но постепенно всех троих. Мы, конечно, мечтаем об участии в фестивалях, чтобы заявить о себе, чтобы о Рыбинском театре, о наших артистах узнало как можно больше народу…»

Артисты Рыбинского театра, по их словам, провели очень интенсивную интересную неделю Лаборатории, им было жаль расставаться со своими режиссерами и педагогами. Руководство театра приняло решение пригласить всех режиссеров на доработку эскизов в полноценные спектакли.

Театрон, 7 ноября 2024