Людмила Храновская загибает пальцы, определяя место в возрастном театральном рейтинге.
Так делают девочки, которым хочется стать взрослее, женщины же стараются уходить от обсуждения своего возраста. Но собеседница принадлежит необычной профессии. Она актриса. И по этой причине воспринимает возраст объёмно: ценя молодость, помнит, что возраст даёт допуск к новым ролям. Актриса летней поры никогда убедительно не сыграет женщину в осени.
В следующем месяце у атрисы будет сразу два юбилея. Первый — личный, второй — со дня переезда в Рыбинск. В наш город Людмила Храновская перебралась вслед за мужем, который, как и она, был актёром. Она к тому времени уже состоялась на сцене, работала в разных театрах и не волновалась из-за переезда. Времена тогда были тревожные, но в 1990-е доставалось всем, не только творческой интеллигенции.
— Муж давно уехал из Рыбинска, ушёл из профессии. А я остаюсь в театре и ни о чём не жалею. Я вообще считаю, что выбор актёрской профессии — это моё единственное правильное решение в жизни,
— улыбается собеседница.
Улыбкой даёт понять, что, конечно же, правильные решения случались в её жизни чаще, но профессия до сих пор наполняет энергией, радует. Разнообразит, вносит дополнительные смыслы, будоражит эмоции.
Актриса признаётся, что испытывает волнение каждый раз, видя своё имя в списке утверждённых на новый спектакль актёров. Ещё не принятый режиссёром образ — это всегда шаг в неизвестное. Но вместе с тем Людмила Александровна отмечает, что сейчас чувствует себя немного увереннее перед новой ролью — сказывается наработанный сценический опыт.
Людмила Храновская вспоминает, как придумывала свою Розалию Солимене — верную своей хозяйке служанку, незаметную женщину, которая влияет на уклад дома и его обитателей. Пьесу «Филумена Мортурано» любят в театрах, и Людмила Храновская когда-то уже играла с этом спектакле. Молодая актриса воспринимала Розалию чёрным безмолвным пятном, а сейчас оказалось, что роль — огромная.
— Мне казалось, что Альфредо и Розалия такие скучные. Я ничего не помнила о той Розалии. Стала придумывать свою героиню и поняла, что это очень сложно — жить большей частью в молчании, находить себе при этом занятия и правильно действовать,
— рассказывает собеседница.
На рыбинской сцене спектакль «Любовь по-итальянски» поставила режиссёр Наталья Людскова. Актёр театра Сергей Шарагин стал свидетелем того, как появлялась на свет молчаливая героиня. Придумать характер, разнообразить и насытить деталями подобную роль всегда не просто. По его мнению, удался образ благодаря творческой фантазии и чувству юмора актрисы. Вторая причина — самобытность Людмилы Александровны, её личные взглядом на окружающих и действительность.
Розалия Солимене Людмилы Храновской одновременно и смешная, и очень трогательная. Её не раздирают страсти как её хозяйку Филумену, однако у зрителей не остаётся сомнений, что это честная, самоотверженная и надёжная женщина, хотя и немногословная. Без сомнения, героиня Людмилы Храновской внесла лепту в то, чтобы спектакль «Любовь по-итальянски» стал лучшим спектаклем Рыбинского драматического театра сезона 2021-2022 года.
Надёжность и готовность прийти на помощь отмечают коллеги и в характере самой актрисы.
С Ольгой Балатовой рыбинский зритель знаком два года. Первой ролью на новой сцене стала для неё роль Клары в спектакле «Пигмалион» (режиссёр Павел Рукавицын). Девушка вспоминает, как чутко отнеслась к ней тогда более опытная коллега, как деликатно и ненавязчиво помогала освоиться с ролью, привыкнуть к новому городу.
Душевное тепло и искренний интерес к другим людям — черты, которые ценит в Людмиле Храновской Сергей Батов. По словам актёра, она может несколькими словами раскрыть грани, указать на неочевидные свойства характера сценического героя.
— Бывает, что роль вызывает растерянность, ты путаешься, не знаешь, как показать, как выразить, что чувствуешь. А она так тонко тебя направит, что ты и сам не заметишь, как собрался образ. А ещё она очень надёжна на сцене, с ней не страшно, потому что там она не на себя работает, а в партнёра,
— рассказывает Сергей Батов.
За впечатление, которое постановка производит на зрителей, отвечают актёры и режиссёр в равной степени, дополняет сама актриса.
В эти слова Людмила Александровна вкладывает внутренний смысл — не раз за свою жизнь она выступала как полноправный автор: писала реплики, монологи, сцены спектаклей. Например, её сцены завершают спектакль «Незаконченный ужин или бесконечные завтраки» (режиссёр Наталья Людскова), а мастер цеха в спектакле «Мужская работа» (режиссёр Антон Неробов) произносит конферанс её авторства.
Несколько лет подряд Людмила Храновская писала инсценировки для Капустников, а это — совершенно особый вид творчества.
Чтобы сочинять стендап-монологи, анекдоты, стихи, нужно смотреть на мир широко распахнутыми глазами, быть наблюдательной, и обладать развитыми писательскими навыками. Эти качества актриса развивает в себе, участвуя в тематических марафонах в интернет-сообществах. Эти же навыки передаёт воспитанникам школы актёра, которая в этом году начала работать под эгидой рыбинского драмтеатра. Группу набрал режиссёр Владимир Калюкин, а Людмила Храновская преподаёт ребятам актёрское мастерство.
— Наблюдательными актёры должны быть всегда. Этому я учу детей. Например, первое, о чём мы говорим с ними — как важно правильно жить в молчании. Есть актёры, которые за всю жизнь этому не обучились, цепляются за текст, используют его как прикрытие. А когда ты молчишь — ты голенький. Зритель видит только твою мысль и твоё тело, и всё о тебе понимает,
— делится секретами мастерства педагог и актриса.
Студия существует четыре месяца. Для вхождения в профессию этого времени мало, но достаточно, чтобы в первый раз выйти на сцену. Ученики Людмилы Храновской и Владимира Калюкина уже встречались со зрителем. В начале июня воспитанники студии собрали полный зал «Перекрёстка». Не стесняясь друзей и родителей, не смущаясь пространства и, главное, себя в непривычных образах, молодые люди исследовали мир, получали сценический опыт и видели эмоциональный отклик собравшихся.
Как на хорошем спектакле, зрители плакали. Можно, конечно, списать слёзы на родительскую сентиментальность. Но что-то подсказывает, что в этой эмоции есть глубина катарсиса. Иначе зачем одни вновь и вновь стремятся на сцену, а другие с нетерпением ждут их появления на подмостках?