К концу юбилейного сезона Рыбинский драматический театр подготовил своему зрителю сразу два сюрприза. Успевшие отхватить билет счастливчики уже смогли оценить один из них. Комедия «Слишком женатый таксист» не требует от вас глубокого погружения. Ни в коем случае! Просто расслабьтесь и отправляйтесь в приключение по крутым виражам, которые подготовил для своих героев мастер абсурдных ситуаций – Рей Куни.
Главный герой спектакля – Джон Смит – уже давно поставил себе капкан, женившись сразу на двух очаровательных леди – Мэри и Барбаре. За три года ни одна из его жён ничего не заподозрила, но беда, как всегда, пришла от добродетели. Спасая старушку от хулиганов, Джон Смит, неожиданно для себя самого, попал в ситуацию, которая сбила весь график посещения его супруг. Пытаясь вернуть всё на свои места, Джон создаёт вокруг себя целый ком нелепиц. За один день ему приходится врать столько, сколько не пришлось за все три года двойного супружества. Никакой мозг не в состоянии разобраться в этом бесконечном потоке лжи. Но благодаря этому круговороту обмана, который втягивает всё больше действующих лиц, и происходят все те немыслимые, доведённые до гротеска ситуации, заставляющие зрителя хохотать до слёз, без жалости к этим почти нереальным в своей комичности персонажам.
А больше о сюжете ничего и не скажешь… его нить не страшно потерять прямо во время спектакля. Втянуться в историю можно в любое мгновение. Весь спектакль состоит из маленьких анекдотов, которые, как вихрь, сменяют друг друга. Сложнейшая задача стоит перед актёрами, которые воплощают на сцене, казалось бы, масочные образы. Диалоги, прописанные Куни, это тончайшая материя, требующая особого отношения и пристального внимания. Любая утраченная или неточная интонация, любой упущенный жест, может привести к опусканию комедии до уровня невероятной пошлости. И это не говоря о том, что и со стороны-то легко запутаться во всех хитросплетениях сюжета, или даже очередной реплики, в которой обязательно будет три пуда лжи. Очередной раз удивляешься мастерству наших актёров, которые способны не только сохранить темп и динамику, увеличивая при этом накал страстей, остроту ощущений, но и вложить юмор в каждую реплику, делая его даже чуть-чуть тоньше, чем у самого драматурга.
Пьеса даёт огромные возможности для актёрской игры, и актёры исчерпывают их сполна, оставляя на донышке чуть-чуть перспективы. Нет сомнения в том, что Павел Иванов, исполнивший роль главного героя – любвеобильного таксиста – ещё увеличит количество своих актёрских находок, и один спектакль не будет похож на другой. Екатерина Таланова и Дарья Кошелева, играющие супруг Джона Смита, уже обворожительны в своих образах. Они как две противоположности, составляющие для Джона одно целое. Нежная, заботливая Мэри (Дарья Кошелева) и страстная, непосредственная Барбара (Екатерина Таланова) без каких-либо крайностей, не стесняющаяся в выражениях своей пылкой природы. Сам герой не вызывает отторжения, несмотря на свою изменчивость. Он, как Дон Жуан, страдает слишком сильной жаждой жизни. В обманной сущности своего героя актёр остаётся честным перед зрителем. Его любовь, хоть и двойная, но искренняя. Да и некогда подумать о нравственности или морали в этой запутанной истории. Остаётся только удивляться нелепости очередного положения. Когда на сцене появляется сосед Барабары (Сергей Батов) – молодой человек нетрадиционной ориентации – исполняющий сольную партию гротескного танца под всем известную «I will survive», кажется, что абсурд достиг своего апогея. Но это лишь очередной его виток. Нужно признаться, что танцами зрителя в этот раз порадовали. Короткие пластические вставки служат переключениями с одного сдвига сюжета на другой. И, несомненно, это плюс незатейливой постановки, которую разыграли почти на ладони. Сценографическое решение минимально. Актёру не за что спрятаться – разве что за звук хлопавших дверей, которые являются единственным ограничением пространства двух квартир, принадлежащих жёнам Джона. Да и в них несложно запутаться. Часто на сцене одновременно две жены, существующие параллельно друг другу. В кульминации Мэри всё же постучится не в ту дверь, и тогда дело двинется к развязке. Но есть ли она?
Наверное, попытки глубоко проникнуть в такой сценический текст будут также абсурдны, как и он сам. В спектакле всё плакатно – если герой Сергея Батова – гей, то он уж обязательно выходит в голубой женской кофточке, если есть таксист, то уж до тошноты всё усыплем шашечками – от телефонной трубки до трусов главного героя. И это то, что составляет скорее минусы спектакля. Всё же не стоит так явно и однонаправлено предъявлять зрителю набор стереотипов и штампов. Актёры сделали своё дело – они проработали своих героев и представили их так, что можно понять и полюбить каждого. Но форма, в которой они это делали, уж слишком затёрта. Сложно испортить пьесу Куни – в ней текст говорит сам за себя. Но важно не перегнуть палку. Чуть меньше шашечек, чуть меньше штампов, и комедия поднимется уровнем выше.
Драматургия короля фарса – Рея Куни – не обошла, наверное, ни одного театра. Его легковесные комедии положений безотказно покоряют сердца зрителей. «Слишком женатый таксист» на рыбинской сцене, безусловно, состоялся, и будет не один сезон любим зрителем. Остаётся только пожелать спектаклю расти, а не разваливаться, не утратить искромётности и динамичности. А зритель с нетерпением ждёт уже новой премьеры, которая состоится ровно через неделю – придорожная история в двух ночах «Есения».
источник ЧЕРЁМУХА