Классика на сцене – вещь, с одной стороны беспроигрышная, а с другой – опасная. Слепое копирование материала может сделать постановку скучной, а попытки раскрасить и осовременить – превратить в винегрет.
Веселая мешанина царила на сцене в день «Женитьбы Фигаро». Я с трудом переношу комедии положений, в которых герои мечутся средь трех сосен и не могут найти выход. Поэтому сразу извинюсь за предвзятость.
Когда сюжет развивается по спирали, трудно на протяжении всего спектакля играть на высоком уровне, видимо поэтому рыбинские актеры в некоторых местах пьесы давали себе отдохнуть. Сцены, в которых было интересно наблюдать за ними, чередовались откровенно проходными. Спектакль длится более трех часов. Без некоторых спорных моментов он бы был более легким для восприятия. И к концу действа не возникала бы мысль – когда же уже наступит развязка?
Лично меня царапнула гипертрофированная акробатика и самодеятельный вокал Сергея Батова, игравшего пажа графа Альмавива.
Если его на сцене было много, то вот главный герой Фигаро заставил себя ждать на протяжении всего первого действия. Постройневший и загоревший Павел Иванов мелькнул на подмостках в начале спектакля, якобы заварил кашу, а потом пропал. По-настоящему его игру зрители увидели лишь после антракта. Печально, но на демонстрацию своего изворотливого ума, страдания по поводу мнимой ветрености любимой невесты, у Фигаро оставалось не так много времени. Впечатление от него оказалось смазанным.
Поэтому составить достойную конкуренцию своему сценическому визави графу Альмавива, которого сыграл Алексей Батраков, он не смог. Помимо главного героя-фантома удивила сцена с травлей зайца, стаи бутафорских бабочек – их словно выдернули из детского спектакля. А еще озадачили недвусмысленные стоны женской части пьесы в адрес мужчин. У испанок, конечно, горячая кровь, но зачем так откровенно?
Из плюсов. В постановке занята значительная часть труппы театра, в том числе несколько новых актеров, звучит живая музыка Моцарта в исполнении музыкантов оркестра Шацкого.
Декорации и световое оформление сцены помогают ощутить атмосферу дома богатого испанского вельможи образца XVIII века, зритель действительно видит интерьеры дворца.
Довершают помпезную картинку богатые наряды героев постановки. Тяжелые шелк, бархат, вышивка, органза и кружева – костюмеры постарались воссоздать иллюзию аутентичных туалетов вельмож и их слуг.
Некоторые актеры вышли за рамки привычного стиля. Алла Молодцова, сыгравшая графиню Альмавива, показала недюжинный комедийный талант – ужимки, мягкий говорок и живая мимика ее утонченной героини неизменно вызывали улыбки и смех зрителей.
Пожалуй, она с «супругом» смотрелись наиболее интересно и органично. «Граф» Алексей Батраков одним только взглядом передавал диапазон эмоций – от детского удивления до высокомерия. Комизм своей фигуры он подчеркивал нарочито надменными движениями, а нотации читал голосом сельского проповедника. Было смешно.
Александра Капырина, сыгравшая невесту главного героя Сюзанну – само очарование. Ее героиня шаловлива, но умна и остроумна, кокетлива, но при этом добродетельна. Ей удалось создать легкий непошлый образ.
В который раз убеждаюсь, что Наталье Левиной удается придать индивидуальности и сделать запоминающимся любой образ. Ее ключница Марселина получилась гротескной, веселой, местами озабоченной (да, да, именно она то и дело призывно взывала: «Фигаро-о-о!!»), но не скучной. Даже ее подчеркнуто цыганский наряд на контрасте подчеркнул двойную сущность казалось бы ординарной героини.
Премьерная постановка «Безумного дня, или женитьбы Фигаро» оставила неоднозначное впечатление. Мои друзья и коллеги, видевшие новый спектакль, высказали прямо противоположные мнения. Кому-то категорически понравилось – спектакль веселый, что еще нужно. А другие признались: «Было слишком громко. А еще новое театральное кресло менее удобное — жесткое, узкое и с прямой спинкой».
В общем, всех с премьерой и новым театральным сезоном!
источник РЫБИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ