Кому достанется «Золото партии»?

Спектакль начинается с революционных событий 1917 года и заканчивается с тем же ощущением необходимости перемен, но уже в современной реальности. После занавеса на полном серьезе приходит мысль: а не появятся ли у театра проблемы?

Ночь. Улица. Далее по тексту классика. Новый спектакль начинается с минимума декораций и героев. Обеспокоенная студентка образца 1917 года ждет встречи со своим возлюбленным революционером – картавым, бородатым, в кепочке. Никого не напоминает? Молодые подпольщики целуются-милуются, а спустя минуту спасаются бегством от жандармов.

Занавес поднимается, зритель попадает во дворец. Нет, не в Зимний, а в помпезную квартиру нашего современника, крупного во всех смыслах слова банкира Марлена Петровича. Он живет под театральной хрустальной люстрой, в окружении золотых канделябров, огромных резных дверей, которые можно открыть, только повиснув на ручке всем телом. Живет, как положено – боится клиентов своего почти разорившегося банка, не замечает адюльтера с охранником беременной жены — в прошлом «Мисс Тамбов».

Вся эта «жиза» — лишь антураж столкновения противоположных миров. Мира прожженного дельца, у которого все продается и покупается, и мира его отца Петра Лукича — престарелого жуира, революционера и мудрого человека, который по-доброму троллит всех вокруг.

— Народ, сынок, — это люди, которые вываливают на улицы, когда по телевизору слишком много врут, — с хитрым прищуром говорит он сыну, и вспоминает, что в былые времена финансисты были тихими и незаметными винтиками системы, а не вершили судьбы мира как теперь.

Каждый участник этой постановки – средоточие противоречий. Старший сын банкира стал священником и во время редких своих визитов безуспешно пытается наставить домашних на путь истинный, при этом не чурается принимать денежные подношения от своего папаши.

— Меня в каждой комнате по иконе, — разглагольствует банкир, с воодушевлением слушая проповеди сынка в рясе. Дед же смеется и спрашивает, а зачем богу потребовался дьявол, неужели на небесах многопартийная система? Внук в долгу не остается и вспоминает, как в детстве видел, что Петр Лукич – убежденный коммунист, тайком ходил в церковь. Зачем? Так, на всякий случай. Вдруг там наверху действительно есть высшая сила, пресловутый рай, который дед и его последовали стремились построить на земле.

Как водится, хотели как лучше, а получилось как всегда. Поэтому остается только смеяться и иронизировать, в том числе над собой. Это прекрасно удается деду, сыгранному Евгением Колотиловым. Эта роль — его несомненный успех. Слушая его размышления о современной действительности, волей-неволей понимаешь: «неладно что-то в Датском королевстве». Подливает масла в огонь еще один персонаж – добрая, умная, красивая, образованная беженка из Украины Оксана Сметанка, работающая сиделкой. Она вспоминает о своей жизни на родине, университетских годах, любимом муже Степане, с которым в читалке украдкой грызли печеньки, о начале войны.

— Нельзя любовь к своему народу превращать в шизофрению, — сетует она.

Клубок политических, социальных проблем современного общества нарастает по ходу сюжета. На сцене, как в начале пьесы, появляются революционеры, которые, как и всегда, за то, чтобы «до основания, а затем…». Даже зритель оказывается вовлеченным в эту игру.

Когда участники спектакля находят старинные облигации и понимают, что получат кучу золота, они начинают решать, кому его отдать. Банку, дышащему на ладан? Зрители молчат. Государству, в лице вездесущего агента ФСБ с двумя спецназовцами? Снова тишина. Может, на революцию? «Закидаем правительство яйцами и помидорами. Заодно и сельское хозяйство поднимем!», — кричит со сцены современный бунтарь, борец с системой. В ответ в зрительном зале поднимается лес рук.

Обычно в таких случаях говорят – без комментариев. Но удержаться невозможно. Так хочется сказать всем, кто наверху – помните историю, помните, что бывает, когда власть печется о благополучии небольшой горстки людей. Недаром в конце спектакля на сцене появляется призрак крейсера «Аврора». Режиссер спектакля Петр Орлов таким образом попытался предупредить – если ничего не менять, то повторится 1917 год.

«Золото партии» — это россыпь смешных режиссерских находок. Чего только стоит Сергей Батов в непривычной роли реального пацана – с фиксой во весь рот и на кортанах. А какая фантасмагория твориться на сцене под видом сна пьяного банкира! Влиятельная чиновница, домочадцы, клиенты, и все в коронах. Сумасшествие, которое недалеко ушло от горькой правды

источник РЫБИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ