Мелодия неосвобожденных

Рыбинские театралы оценили очередную премьеру Рыбинского драматического театра. 18 апреля они увидели постановку по пьесе классика отечественной драматургии Леонида Зорина «Варшавская мелодия». В аскетичных, словно припорошенных снегом, декорациях на камерной сцене ОКЦ актеры Наталия Левина и Владимир Калюкин (он же режиссер-постановщик спектакля) проживут жизни двух влюбленных, встретившихся через два года после окончания войны.

Главная особенность «Варшавской мелодии» – ее полифоничность, две сюжетные линии из разных лет дополняют друг друга. Режиссер Владимир Калюкин, выйдя за рамки текста Зорина, вывел на сцену двух неожиданных персонажей: припозднившегося в театре режиссера и необыкновенную уборщицу, на зубок знающую все мизансцены и диалоги произведения. Слово за слово, они решают разыграть пьесу. И вот перед нами уже не маститый служитель Мельпомены с сотовым телефоном, а простой парень Виктор, прошедший войну, а вместо растрепанной технички – очаровательная полячка Геля, студентка консерватории. Она, в отличие от своего нового знакомого, не может забыть ужасы войны, и, хотя говорит о них внешне легко, продолжает бояться, что кто-то сильный разрушит мирную жизнь, в которой происходит столько всего важного и прекрасного. Они оба молоды, неопытны и влюблены. Казалось бы, история «грозит» закончиться хеппи-эндом, но против влюбленных играет Время.

В спектакле оно словно третье действующее лицо – незримый антигерой, противостоящий людям. Будто бы это именно он неуместно вопрошает: «Который сейчас час?», прерывая первый поцелуй. А затем беспощадный Хронос начинает олицетворять государство, ломающее судьбы людей: когда молодые герои собираются пожениться, они узнают о новом законе, запрещающем советским гражданам вступать в брак с иностранцами. «Главное — это тема обреченности. Любовь обречена, потому что государство сумеет растоптать вас своим паровым катком. И, сделав свою работу, оно удовлетворенно потирает руки над вашим прахом и над прахом вашего чувства», — писал о своем произведении драматург Леонид Зорин.

Но зритель невольно выискивает и другие, незримые, причины разыгрывающейся драмы. Герои не кажутся безвольными марионетками, их поступки в зрелом возрасте – результат осознанного выбора.

Как это сыграно? Талантливо, с чувством, местами с надрывом. Главная партия в дуэте принадлежит Наталии Левиной. Ее героиня больше говорит – умно и по делу, ярче и искреннее выражает свои чувства. Ее польский акцент очарователен, настоящими находками спектакля стали стихи и песни на польском языке в ее исполнении. Ее друг «Витэк» как бы в тени, он словно партнер в танцах, задача которого как можно выгоднее представить свою партнершу перед строгим жюри. Но с приближением финала образ его проявляется все рельефнее. Прошедшие годы превратили молодого человека, умевшего радоваться простым вещам, в солидного мужчину – он живет с опаской, подавляет свои чувства в угоду доводам разума и безопасности. Его переживания вызывают жалость, порой даже задумываешься, а любил ли он Гелю?..

Как освободиться от этих жизненных пут, странных условностей, любви, которая еще теплится, но уже стала ненужной вещью? Герои ищут, но не находят ответа. Недаром лейтмотивом спектакля стала песня Фредди Меркьюри «I Want to Break Free» – «Я хочу освободиться».

Режиссер спектакля и исполнитель главной роли Владимир Калюкин пошел на большой риск. Взявшись за камерную постановку, где сам задействован в качестве актера, он фактически лишил себя возможности оценить собственное детище со стороны.

— Все встает на свои места, если работать, придерживаясь выработанной стратегии, плана. Моя стратегия заключалась в том, что я должен был «построить» актрису, а потом самому как актеру к ней тянутся. Мне кажется, это получилось, хотя к своей актерской работе в этом спектакле я отношусь очень критично – еще есть куда расти. В целом же я считаю, что пьеса «Варшавская мелодия» не теряет актуальности и по сей день, более того, сегодня она звучит по-новому. Мне важно, чтобы зритель задумался, выйдя из зала, задал себе несколько важных вопросов, честно ответил на них и, возможно, сделал шаг, который изменит его жизнь, — рассказал Владимир Калюкин.

Впечатлениями о спектакле поделился давний друг Рыбинского драматического театра режиссер Петр Орлов, побывавший на предпремьерном показе:

— Я увидел две серьезные работы, пронзительные, вышибающие слезу. Постановка сделана без всяких дополнительных «подпорок». Если говорить о Владимире Калюкине как о режиссере, то он еще раз проиллюстрировал тезис Немировича-Данченко о том, что театр состоит из артиста и коврика, на котором он играет. В условных декорациях, практически без костюмов, без света множества софитов два актера блестяще разыграли историю по замечательной пьесе Леонида Зорина. В этой пронзительной игре была абсолютная современность.

Теперь свое веское слово о «Варшавской мелодии» должна сказать рыбинская публика.

источник РЫБИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ