Прожить жизнь заново

На сцене Рыбинского драматического театра блистала известная французская актриса Сара Бернар. Ей было одиннадцать, двадцать семь, семьдесят…. На протяжении спектакля актриса путешествует по страницам своей жизни, а в партнеры себе берет преданного секретаря — Жоржа Питу. Вместе они затевают игру в воспоминания.

Трагикомедию «Смех лангусты» в рыбинском театре поставила московский режиссер Наталья Людскова. На сцене всего два актера. Зато какие: заслуженная артистка РФ Светлана Колотилова, сыгравшая роль Сары Бернар и Сергей Молодцов в образе Жоржа Питу — молодого, стеснительного, но весьма умного молодого человека. Перед обоими стоит непростая задача — дописать второй том мемуаров о Саре Бернар.

— Кто она такая Сара Бернар? — этот вопрос задает себе главная героиня и пытается найти на него ответ в своих воспоминаниях.
Действия проходят на террасе виллы Сары Бернар. Белый рояль, мягкая мебель, дорогие шкатулки, патефон — все говорит о том, что хозяйка этого дома весьма успешная особа.
— Твоя мать ничего не понимала в бренди, — говорит Сара Бернар Питу, который укоряет ее в том, что она просит его принести бутылку.
В начале двадцатого века Сару Бернар называли самой успешной и знаменитой актрисой за всю историю театра. Своего успеха женщина добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала по Америке. В ее репертуаре были серьезные драматические роли, из-за чего актрису прозвали «Божественная Сара».
Теперь эта талантливая женщина, которой уже за семьдесят, боится не успеть рассказать историю своей жизни — правдивую историю. Всю ночь, не обращая внимания на часы, она проводит в воспоминаниях.

Чтобы они всплыли в ее голове, ей необходимо погрузиться в атмосферу тех лет. И для этого она выбирает свойственный ей подход — театральный. Подыграть ей в этом, то ли по своей воле, то ли из-за занимаемой должности, соглашается секретарь Питу. За одну ночь ему предстоит перевоплотиться в разные роли. То он святая Софья из монастыря, то мать Сары Бернар, то импресарио, то ее покойный муж. Так, за полтора часа на сцене Светлана Колотилова и Сергей Молодцов проигрывают главные моменты жизни Сары.
В ее воспоминаниях, вдруг оживает палантин, чувствуется запах моря и сигарет, а, самое главное, героиня вновь испытывает те же чувства.
— Мне одиннадцать, — говорит Сара Бернар.
— Мне двадцать семь! — восклицает она.
Так, она дает старт новым воспоминаниям и погружается в них с головой и свойственной ей эмоциональностью.
Наигравшись с собственным прошлым, героиня приходит к выводу, что биологический возраст — это лишь цифра, и пока человек может испытывать чувства, его невозможно лишить жизни.
— В правом ящике моего секретера лежит пьеса молодого автора, — говорит она Питу. — Я ее сыграю, если автор изменит возраст героини. Я хочу, чтоб ее сделали моложе! Надо жить, а не ждать смерти! — ставит точку в спектакле, но не в своей жизни, Сара Бернар.

источник РЫБИНСКАЯ НЕДЕЛЯ