25 лет рыбинскому оркестру им. Шацкого. Как изменилась жизнь коллектива с присоединением к драмтеатру, рассказывает его руководитель Олег Громов
По коридорам переборского ДК летит припев разудалого магомаевского «Чертова колеса». К юбилейным концертам активно готовится оркестр им. Шацкого. До выступления осталось всего ничего, день музыкантов расписан по минутам, и на разговор им удалось выделить совсем немного времени.
Почти два года назад объединились оркестр и Рыбинский драмтеатр. Живая музыка теперь дополняет многие постановки. Участники оркестра привыкли, что они теперь актеры. Готовясь к спектаклям, музыканты чутко откликаются на требования режиссера, вносят свои предложения. Однако сразу весь состав оркестра – 35 человек – в одной постановке использовать сложно. И к каждому новому спектаклю режиссеры фактически создают новый коллектив.
— В одной постановке задействованы лишь виолончель и скрипка. В другой – наш скрипичный квартет и флейта. В проекте «12 стульев» будет участвовать малый состав духового оркестра, – перечисляет Олег Громов, руководитель оркестра.
Серия концертов к 25-летнему юбилею оркестра им. Шацкого
21 октября – концерт с Ниной Шацкой в драмтеатре
23, 24 октября – юбилейные концерты с участием гостей
28 октября – концерт с Ниной Шацкой в Международном доме музыки (Москва)
Музыканты учились выходить за пределы привычной роли «винтика в едином организме оркестра». И теперь оркестр меняется как калейдоскоп, как набор лего, который режиссер компонует согласно своему замыслу. Чем дальше, тем более гибким становится сознание у музыкантов.
— Есть такое понятие «первый-второй-третий трубач». Это довольно обидное деление, вроде как первый хороший, второй-третий похуже, четвертый – вообще никакой. Такого у нас нет. Каждый участник оркестра – звездочка. Никто не остается навечно «третьим справа». Каждый научился работать автономно, не прирастая к своему привычному месту в оркестре. И все это благодаря работе в театре, — говорит дирижер.
Отдельно он отмечает директора театра Ирину Петрову:
— У нее нескончаемый поток идей, она расшевеливает нас, заряжает энергией, дает творческие задания. Ирина Петровна ставит перед тобой такие интересные задачи, решать которые – огромная радость.
Оркестр в драмтеатре – уникальное явление не только по области, но и по всей России. Есть оркестры в мюзик-холлах, в музыкальных театрах, но в драматических почти нет.
— Оркестры в драмтеатрах России можно пересчитать по пальцам одной руки. Мои коллеги-дирижеры с удовольствием следят за нашей работой и немного завидуют. Ярославцы так напрямую и признались: мы, дескать, с таким удовольствием поработали бы в театре! – рассказывает руководитель оркестра.
Работы у рыбинских музыкантов действительно много. Никуда не делись городские даты и праздники. Оркестр – музыкальное украшение Дня Победы, Масленицы, дня рождения Рыбинска, НаШествия Дедов Морозов.
В день нашей беседы оркестр играл на бульваре Ушакова, где горожане собрались отдать дань памяти нашему великому земляку-адмиралу. 16 октября они радовали заводчан на 104-летии «ОДК-Сатурн». Словом, график у музыкантов самый плотный. И когда в этот график встали репетиции и выступления в театре, музыканты даже начали сомневаться, что справятся.
— Но театр не стал дополнительной нагрузкой, он превратился в дополнительное удовольствие. Работы прибавилось, и мы этому рады. Конечно, это требует железной дисциплины, до минуты прописанного графика. Снимаю шляпу перед моими коллегами-музыкантами – они делают эту огромную работу безропотно, самоотверженно и даже с жаром, – подводит итог Олег Громов.
РЫБИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ