Легко ли быть богом? Наверное, просто, если живешь в гордом одиночестве на вершине Олимпа. Но в мир живых чувствующих людей тебе тогда вход заказан, иначе им не миновать гибели. На днях в Рыбинском драматическом театре премьерой спектакля «Как боги» в постановке Петра Орлова завершился очередной сезон.
В своем произведении современный драматург Юрий Поляков поднял острую социальную тему и столкнул два мира – деловых, жестких, но в то же время страстных людей, изо всех сил карабкающихся на воображаемый пьедестал, и тех, кто живет неспешной размеренной жизнью, не пускаясь в авантюры, хотя и прячет несколько скелетов из прошлого в шкафу. Взрывоопасная смесь разных взглядов на жизнь и ее ценности – заряд детонирует в квартире бывшего дипломата, переводчика древних китайских текстов и по совместительству спившегося философа Леонида Гаврюшина. У него есть один необычный, но самый преданный друг, которого никто больше не видит, – китаец, которому две тысячи лет. Умело загримированный под жителя Поднебесной актер Николай Шишигин очень органично смотрится в антураже московской квартиры, наполненной ориентальными безделушками.
Поначалу спектакль походит на обычную семейную историю со знакомыми проблемами – взрослая дочь с вереницей случайных кавалеров, жена, вынужденная зарабатывать на хлеб насущный уроками этикета для новых хозяев жизни, в том числе полукриминальных бизнесменов. За всеми ними, словно со стороны, наблюдает отец семейства, который сыплет китайскими мудростями и собственными остроумными комментариями. Это роль актера Анатолия Позднякова – он искрометен и одновременно трогателен, а главное, очень органичен в своем образе. Зритель искренне смеется не только над его шутками, даже проявления гнева героя заставляют расплываться в невольной улыбке. Особенно когда вместе с ним на сцене появляется не менее одиозная парочка – бывшая жена героя Алевтина и старший сын Макс. Эти двое вечно шантажируют сенсея советского разлива, заставляя раскошеливаться и решать проблемы великовозрастного наследника в исполнении Сергея Молодцова. Особенно старается в этом деле героиня Светланы Колотиловой. Прагматичная, хитрющая и веселая Чума (так ее за глаза называют родственники) в шляпке и на каблучках – явный актерский успех актрисы. Ее монолог о прошлой жизни, о мечте деревенской девчонки выбиться в люди подкупает и заставляет сопереживать. Но это лишь проблеск искренности, который быстро проходит, и героиня возвращается в прежнее состояние танка, прущего напролом.
По ходу спектакля сюжет закручивается, как спираль. Комедия уступает место драме, а затем и трагедии: любовь ранит, порой смертельно.
Сколько бы времени ни прошло, персонажи, которых вы увидите в постановке «Как боги», будут существовать всегда – это естественно и вместе с тем неожиданно, как снег, врывающийся зимой в окна квартиры главных героев. Недаром предисловие к спектаклю гласит: «Спектакль о тебе, обо мне и о нашей жизни». Жизни, которая продолжается несмотря ни на что, заставляет сопереживать и плакать.
источник РЫБИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ